...В аэропорту со стен свешиваются лохмотья отсыревшей штукатурки. Видавшая виды маршрутка тащится по раздолбанной дороге. Рядом с полицейским управлением (его, похоже, не ремонтировали со времён Мао Цзэдуна) старушки продают огурцы. Через пять часов въезжаем в город Бама - один из уездных центров провинции Гуанси. Грязь несусветная. Торговцы высыпали товар прямо на тротуары. Рикши хватают за руки - предлагают проехаться на таратайке, переделанной из мотоцикла. Бродячие собаки спят у сломанных машин. Да, небоскрёбы Шанхая и Гуанчжоу остались позади - я забрался далеко в китайскую глубинку, где ещё 20 лет назад в деревнях народ жил тем, что обменивал фрукты и мясо на вещи: денег крестьяне не видели.
«Ты думаешь, сейчас плохо? - скептически спрашивает меня чиновник местной администрации Чой Линь. - Ничего подобного. Рядом строят гигантскую автостраду, в паре километров отсюда - железную дорогу, и всё - с помощью местных жителей. А заметил, сколько новых домов? Со всего Китая к нам едут жить: выяснилось, что наш воздух способствует долголетию. Туристов полно, гостиницы растут как грибы, родниковую воду из источников продаём аж в Пекин. Видишь вон того старичка? Он пять лет назад на ослике ездил, а сейчас у него пусть подержанный, но всё же «Мерседес». Приезжай через три года - не узнаешь. Город огнями засверкает, как Лас-Вегас». Чиновник откровенно хвастается, но вот чистая правда - китайская провинция развивается стремительными темпами. И тут появляется вопрос: не пришло ли время для России взять на вооружение опыт КНР, чтобы сделать богатыми свои регионы?
Буйволы и автобаны
- Сначала в центре слабо реагировали на бедную провинцию, - рассказывает бывший советник по экономике мэра Бамы Хао Фэнь. - Деньги рекой текли лишь в мегаполисы вроде Пекина и в специальные экономические зоны типа Шэньчжэня. Но в 2008 г., после начала экономического кризиса, стало ясно: если нищих не сделать богатыми, крестьяне скоро пойдут с вилами на столицу. Сперва отменили «овощной налог» - обязательство сдавать часть овощей и фруктов по госценам, стали раздавать кредиты фермерам и наконец начали улучшать инфраструктуру. Как России перенять китайский опыт? Слушайте, да у вас миллиарды лежат под ногами! 40% вашей страны не газифицировано - стоит провести везде газ, и вам не нужна Европа. Конечно, вопрос, чем население будет платить. А вот это и есть главное задание: сначала сделайте жителей глубинки богатыми. Или хотя бы обеспеченными, то есть платёжеспособными. И тогда всё будет отлично.
...За последние 6 лет в Китае реформировали 592 уезда - родину самых бедных крестьян, живущих на доллар в день. В основном это степные и горные районы. Многих фермеров ориентировали на выращивание буйволов - в результате в КНР стало столько мяса, что его уже продают на экспорт (в том числе и в Европу).
А мы треть говядины покупаем за границей. Власти построили новые заводы, стараясь дать работу как можно большему количеству крестьян. Особое внимание уделено строительству железных дорог - в Гуанси пустили скоростные поезда, в Синьцзяне провели шесть новых линий и даже напрямую связали Пекин с Тибетом. В регионах «на отшибе» появились скоростные автобаны, и их качество лучше, чем в той же столице! А про наши дороги со времён Салтыкова-Щедрина анекдоты рассказывают - лучше они не становятся. На западе КНР в рамках программы «Надежда» в бедных районах отремонтировали 15 000 (!) сельских школ. Деньги на ремонт (целый миллиард долларов) собрали граждане Китая. По приезде в Гуанси замечаешь: провинция роскошью не сверкает. Но количество бедняков за последние 6 лет уменьшилось здесь в 2 (!) с лишним раза. Даже ООН официально похвалила Китай за успехи в борьбе с бедностью.
Проект «Соседи»
- У нас ещё недавно за чертой города люди ездили только на буйволах, ослах и лошадях, - объясняет владелец местного турагентства Бяо Мэй. - Но в последнее время всё переменилось. Запустили рекламу для тех, у кого пожилые родители, - «Купи предкам тачку», и продажи недорогих автомобилей резко выросли. В каждый бедный район прислали специалистов из Пекина, и они профессионально выясняли, есть ли тут изюминка, которая поможет стимулировать туризм. В городских архивах нашли исследования учёных - на них раньше никто не обращал внимания: оказывается, в уезде Бама люди живут дольше, чем в других местах на планете... И начался туристический бум. Доходы местных жителей растут на 10% каждый год. Почти все заняты делом - есть даже проект «Соседи»: богатые южные провинции, как Гуандун, выделяют квоту для бедных - туда уехали на работу полмиллиона человек. «Сыпать» людям деньги за просто так вредно - это развращает. Надо дать им шанс заработать.
...Вечером, подсвечивая в кромешной тьме телефоном и лавируя между ям с водой, я добираюсь в отель. Да, Баме явно далеко до Лас-Вегаса. Однако направление у этой пока бедной провинции выбрано правильное - разбогатеть. Мы же живём так, словно всё ещё успеем, хотя кризис продолжается с 2008-го и денег в Стабфонде поубавилось. Это, конечно, хорошо, что мы сейчас вложим миллиарды в Крым. Но чем остальные регионы хуже? В свете угроз санкций Запада китайский пример - самый показательный. Китайцы тотально зависели от экспорта в Европу и США, однако сумели всего за 6 лет (!) превратить свою страну в супердержаву, переориентировавшись на внутренний рынок. Что нам мешает двигаться по их пути?
Провести полную газификацию, построить новые дороги, ввести квоту на рабочие места в областных центрах для жителей небогатых регионов, развивать туризм! В этом случае мы больше не будем зависеть от денег Запада. Скорее, как с Китаем, Запад станет зависеть от нас.
«Умер раньше чем в сто лет? Значит, сам дурак!» Эксклюзивный репортаж нашего обозревателя из китайского «города долгожителей» читайте в следующем номере «АиФ».