— Я ведь помню — нас было трое детей в семье. На троих — только одни штаны, да и те рваные, —
Местная «нефть»
...Мы беседуем в кафе на центральном проспекте Чжухая — миллионного города на границе с Макао. Небоскрёбы переливаются неоновой рекламой, бульвары старательно засажены пальмами. В шопинг-центрах не протолкнёшься от покупателей, в ресторанах едва находится свободный столик. Видя эту роскошь, с трудом верится, что недавно на месте Чжухая был с десяток нищих селений. Каким образом всего за тридцать лет китайцам удалось превратить горстку полуголодных деревень в современный мегаполис?
— В 1980 году ЦК Компартии Китая с «отцом реформ» Дэн Сяопином принял решение о создании четырёх «специальных экономических зон», три из них — в провинции Гуандун, — рассказывает Хуан Сяо. — Систему «спецзоны» мог понять и ребёнок. Город — обязательно на море, налоги — в пять раз ниже, чем на остальной территории Китая, работа для миллионов человек, производство товаров на экспорт, привлечение передовых технологий. Дэн Сяопин посчитал — лучше создавать «зоны» с нуля: на старых местах чиновники моментально начнут брать взятки с бизнесменов, и деньги исчезнут, как в бездонной бочке, ну а на новое место можно взять новых, «неподкупных» людей. Да и мафии, чтобы обложить бизнес данью, тоже взяться неоткуда. Уже к 1995 году все «зоны» Китая заработали в казну 30 миллиардов долларов (!) США.
...Между прочим, в России тоже есть специальные экономические зоны, созданные по образцу КНР, однако сногсшибательных успехов не достигнуто. Что неудивительно. Превращение китайских трущоб в скопление небоскрёбов обеспечила в первую очередь стоимость труда. Дешёвые рабочие руки — это местная «нефть»: на ней и основан весь рост экономики Китая. Сразу же после принятия закона о «спецзонах» в Чжухай ринулись крестьяне со всей страны. Предложение вскоре превысило спрос, и теперь на работу в «спецзоне» просто так не устроишься. Туда особый въезд: на границе с Чжухаем стоят блокпосты с полицейскими — проверяют документы в поисках нелегалов. Во вторую очередь расцвету помогло строительство. Землю под недвижимость здесь сдавали почти бесплатно: всего-то
Экономика на «крепостных»
— Города на море выбраны для «спецзон» неслучайно, — сообщает Юань Лянь, сотрудница мэрии Чжухая. — Ведь инвесторам сложно раскачаться и решиться вложить деньги в пустую землю. Поэтому схема такая: делаем курорт с пляжами. Ну а когда приедут отдыхающие, возникнут и банки, и шопинг-центры. Условия работы, конечно, у нас жёсткие. Например, в отличие от остального Китая в «спецзоне» нельзя уволиться по собственному желанию, пока не истекло время вашего контракта.
...Фактически подчёркивается: «спецзона» — это что-то такое «некитайское». Тут нестандартные методы, свои собственные законы. Но самое главное — товары, что производятся в «спецзонах», должны отправляться только на экспорт, за границу. Если, скажем, кроссовки из Чжухая повезут в Пекин, то их обложат пошлиной. Таким образом, бизнесменам проще продавать товар «спецзон» на Запад и в Россию. Арендная плата за офисы устанавливается на три года и после может быть увеличена или снижена: для нас это странно — мы привыкли, что у нас всё только дорожает, но никак не дешевеет. Визу в «спецзоны» иностранцы, как правило, получают на въезде. У нас такого закона нет, и российские бизнесмены, чертыхаясь, летают на переговоры с западными инвесторами на
Украину и в Турцию...
— Хотите такого же успеха? — улыбается Кевин Бао, хозяин сети магазинов «Ванг» (он родом из Сингапура и откровенен больше, чем граждане КНР). — Это не так уж сложно — первые годы люди должны работать за еду. Говорят, у вас Петербург строили крепостные? Ну вот, у нас то же самое. Согласно закону о «спецзонах», здесь нет минимальной заработной платы — предприниматель может платить работнику хоть доллар в месяц. В Китае слишком много народу, и недостатка в «крепостных» не будет.
...Теперь уже в соседнем Макао старожилы глядят на неоновый блеск Чжухая и не могут в толк взять: как это, недавно их соседи жили в фанерных хижинах, а теперь — в небоскрёбах? Мне, откровенно говоря, тоже завидно: ну почему у нас так не получилось?
Читайте также
Китайское противоречие: в стране с сильнейшей в мире экономикой 150 млн бедных
Как вампир спасает экономику. Почему для нас кризис — ад, а для Китая — дар Божий?