Егор Гайдар родился 19 марта 1956 года в Москве. В начале 1990-х годов под его руководством в России проходили экономические реформы — именно при Гайдаре начался переход от плановой экономики к рыночной. В 1992 году экономист был исполняющим обязанности председателя российского правительства.
Он принимал участие в подготовке Беловежского соглашения и был автором окончательного текста соглашения «О создании СНГ».
Гайдар умер 16 декабря 2009 года на 54-м году жизни от отёка лёгких.
Цитаты самого неоднозначного экономиста современной России собрал АиФ.ru.
- «Откладывать либерализацию экономики до тех пор, пока удастся продвинуть медленные структурные реформы, невозможно. Ещё два – три месяца пассивности, и мы получим экономическую и политическую катастрофу, распад страны и гражданскую войну. Это моё твёрдое убеждение». (из мемуаров Е. Т. Гайдара)
- «Чувства, которые я испытал сразу после отставки, были очень сложные, противоречивые. Это и облегчение, и горечь. Облегчение от того, что с плеч свалилась огромная тяжесть. Не надо больше отвечать за всё происходящее в стране. Уже не раздастся тревожный звонок: где-то произошёл взрыв на шахте, где-то потерпел крушение поезд. Не надо ни принимать решений, от которых зависит судьба людей, ни отказывать в финансовой поддержке регионам, крупным предприятиям, научным учреждениям, которые жизненно в ней нуждаются. Не тебе нести ответственность за все несовершенства молодой российской демократии. Теперь за всё это должна болеть голова у других. (после ухода из правительства в 1992 году)
- «Я помню, эта толпа на Тверской, наверное, самая красивая толпа по качеству людей, по лицам и так далее, которую я видел в жизни. Я взял на себя огромную ответственность, я понимал, что эти люди могут погибнуть, многие из них могут погибнуть, и я за это буду отвечать, всегда буду отвечать. Я понимал, что я не могу позволить себе этого не сделать…» (о событиях 1993 года, когда Гайдар призвал россиян выйти на митинг в поддержку президента Бориса Ельцина)
- «Несмотря на развевающиеся трёхцветные российские флаги и ликующие толпы, на душе глубокая тревога за будущее страны. То, что случилось, без сомнения, либеральная, антикоммунистическая революция, спровоцированная негибкостью и авантюризмом правящей элиты. Но ведь любая революция — это всегда страшное испытание и огромный риск для переживающей её страны». («Дни поражений и побед»)
- «С тех пор не могу спокойно слушать именно от коммунистов их ритуальные митинговые и парламентские рыдания по утраченному имперскому величию страны, которую они после семи десятилетий своего жестокого правления поставили перед миром с протянутой рукой». («Дни поражений и побед»)
- «Рабочим платить зарплату желательно».
- «Если колбасы нет в магазине — она должна быть, по меньшей мере, в телевизоре».
- «Чтобы поставить экономику и политику мировой сверхдержавы в зависимость от решений потенциальных противников (США) и основного конкурента на нефтяном рынке (Саудовская Аравия) и ждать, когда они договорятся, надо долго рекрутировать в состав руководства страны особо некомпетентных людей». («Гибель империи»)
- «Кризис лечит. А кто не лечится, тот погибает». (интервью газете «Труд»)
- «Россия как государство русских не имеет исторической перспективы». (съезд СПС 12 декабря 2002 года)
- «Если ядерная сверхдержава де-факто уже не существует, потому что утрачены все основные элементы государственности, то её лучше мирно и легально распустить». (интервью на радио «Свобода»)
- «Кризисы последних двух веков — это неотъемлемая часть динамичного экономического роста. Нынешний кризис необычайно жёсткий, самый жёсткий со времён Великой депрессии. Если говорить о России, то это первый в нашей стране глубокий глобальный экономический кризис после краха социализма. И мы страдаем, как и весь мир». (интервью газете «Труд»)
- «Пришло осознание того, что политика почти всегда — не выбор между добром и злом, а выбор между большим и меньшим злом». («Дни поражений и побед»)
Вместо послесловия
Сегодня отношение к фигуре Егора Гайдара двоякое — для одних исторические заслуги экономиста не очевидны, другие уверены, что реформы 90-х спасли страну от голода и гражданской войны. «Я считаю, что его заслуги перед своей страной настолько очевидны, что в уменьшенном масштабе памятники можно ставить уже сейчас хотя бы для того, чтобы на их примере пытаться объяснить, что было сделано», — говорил экс-министр экономики РФ Евгений Ясин в эфире радио «Свобода».