Чем повязаны?
Сегодня говорят, что строительные компании А. Георгадзе, обвиняемого в убийстве четырёх человек, получали земельные участки по сомнительным схемам, а некоторые строящиеся объекты возводились в обход законодательных норм.
«Если будут найдены нарушения законодательства в действиях администрации, не исключено, что будет поставлен вопрос об увольнении ряда чиновников вплоть до главы района», - цитирует пресса высокопоставленный источник в областном правительстве.
Как показывает практика, подобные истории - обычное дело.
Чья земля?
Недавний арест главы Коми В. Гайзера и целой команды чиновников его администрации - как раз громкое тому подтверждение. Кто-то попытался поискать здесь политическую подоплёку, происки конкурентов. Но на деле всё более прозаично - используя власть, чиновники разбазаривали то, что им не принадлежит. «В Республике Коми создали порочную систему, суть которой была «сидеть на потоках и всё контролировать», - рассказал «АиФ» Саркис Манасарянц, президент Торгово-промышленной палаты Республики Коми. - Выделяли лакомые кусочки земли своим аффилированным компаниям, при этом проводили общественные слушания, о которых никто в нашей палате не знал и не слышал. В результате сегодня цена квадратного метра в Сыктывкаре почти 70 тыс. руб. Многие помнят, как несколько лет назад у пединститута всё-таки отжали прекрасную биостанцию в центре Сыктывкара, несмотря на сопротивление тогдашнего ректора, которого под давлением в итоге сняли с должности. И сегодня на месте уникального питомника строится жилой квартал. В этой связи арест И. Поздеева, мэра Сыктывкара, вслед за задержанием «банды Гайзера» не стал откровением. Многие знали о земельных махинациях администрации. Но в СМИ об этом никто не говорил: поляна была зачищена».
Махинации с землёй - то, чем кормятся в регионах многие чиновники. 27 лет на пятерых - такой приговор вынес в середине октября Петрозаводский городской суд по делу о мошенничестве. На скамье подсудимых оказались бывший 1-й вице-мэр Петрозаводска Е. Журавлёв, руководитель муниципального предприятия тепловых сетей Д. Попов и трое бизнесменов. Среди которых - родной брат вице-мэра А. Журавлёв и предприниматель Г. Копнин - родственник и «правая рука» экс-сенатора от Карелии Д. Алиханова (который сейчас также находится в СИЗО по подозрению в мошенничестве). Бизнесменам приглянулось муниципальное здание (а точнее, земля под ним), стоящее на берегу Онежского озера в столице Карелии. Если построить здесь жилой дом, то стоимость квартир в нём была бы поистине золотой. Поэтому один из предпринимателей сначала взял здание в долгосрочную аренду, а потом вице-мэр подписал решение о выставлении здания на торги. Здание ушло бизнесменам гораздо дешевле его реальной цены (два здания в центре столицы Карелии - за 3,5 млн). А потом те ещё и приватизировали землю под зданиями - в результате участок стоимостью более 2,9 млн руб. продали всего за 74 тыс. Нанесённый городу ущерб следствие оценило в 25 млн руб.
Между тем на очереди уголовное дело о мошенничестве при продаже ещё одного муниципального здания в Петрозаводске, по которому проходят бизнесмены и депутаты карельского парламента и петрозаводского горсовета.
Кому бюджетные деньги?
Лакомая кормушка чиновников всех мастей - любые госзаказы. Именно в этой сфере наиболее часто совершаются коррупционные преступления. Рекордсменом на Среднем Урале по суровости наказания стал бывший замдиректора «Фонда поддержки индивидуального жилищного строительства» А. Перминов. В январе 2011 г. между фондом и частным предприятием был заключён госконтракт на строительство 20 жилых домов на сумму свыше 24 млн руб. в одном из свердловских посёлков. За своевременное принятие выполненных работ чиновник получил от директора предприятия взятку в размере 2 млн руб. Суд приговорил Перминова к 10 годам лишения свободы в колонии строгого режима и штрафу в размере 25 млн руб.
Наиболее резонансным в Свердловской обл. стало дело М. Пушкарёвой, замначальника регионального управления Федеральной антимонопольной службы. Долгое время Пушкарёва входила в состав Комиссии по контролю в сфере размещения заказов на проектирование и строительство детсадов и, соответственно, могла оказывать влияние на то, чтобы аукционы выигрывали конкретные коммерческие структуры. Соблазн оказался велик. В общей сложности чиновница получила взятки на сумму свыше 1 млн 800 тыс. руб. Приговор - 10 лет колонии и штраф в размере 55 млн руб.
Деньги на госзаказах как бизнесмены, так и чиновники могут сделать немалые. Взять, к примеру, историю отстранённого от должности в июле 2013 г. мэра Ярославля Е. Урлашова: следствие обвинило его в покушении на взятку в 18 млн руб. от директора компании «Радострой» С. Шмелёва за возможность выполнять муниципальный контракт по уборке улиц Ярославля. На сколько же тянет тогда сам контракт!
«В этом году на базе нашей палаты мы бесплатно обучили более 2 тыс. работников муниципалитетов, как правильно проводить торги по госзаказам, - рассказал С. Манасарянц. - Во время анкетирования около 80% обучавшихся муниципальных служащих на вопрос: «Что вам мешает работать?» - прямо ответили: «Коррупция».
Как чиновники «дружат» с бандитами?
23 октября Новосибирский областной суд признал А. Солодкина-старшего (экс-советника экс-губернатора Новосибирской обл.), его сына А. Солодкина-младшего (бывшего вице-мэра Новосибирска), а также А. Андреева (бывшего замглавы регионального УФСКН) виновными в участии организованного преступного сообщества А. Трунова.
Труновская группировка действовала в Новосибирске с конца 1990-х гг. Её члены занимались рэкетом. Выяснилось, что они также причастны к нескольким убийствам и покушениям, в т. ч. к убийствам вице-мэров Новосибирска И. Белякова и В. Марьясова, которые пытались взять под официальный контроль финансовые потоки от деятельности огромной Гусинобродской барахолки - местного Черкизона. В приговоре сказано, что Солодкин-младший умышленно устанавливал контакты с должностными лицами органов государственной и муниципальной власти, чтобы обеспечить деятельность преступного сообщества. В частности, в середине 2000-х годов он способствовал назначению на должность директора Центрального рынка человека, выгодного группировке. Также доказано, что содействие в этом Солодкиным оказывал Андреев.
Солодкин-старший признан виновным в организации покушения на местного предпринимателя Ф. Хачатряна, а также в хищении бюджетных средств в особо крупном размере - 1,05 млн руб., выделенных на проведение летней спартакиады 2006 г. Приговор Солодкиным - это, наверное, единственный случай, когда представителям местной власти предъявили конкретные обвинения по этим статьям Уголовного кодекса РФ. Говоря другими словами - за сращивание в один преступный синдикат чиновников, бизнесменов, правоохранителей и уголовников.
В сентябре этого года Мосгорсуд продлил арест экс-главе Миасса (Челябинская обл.) В. Ардабьевскому, обвиняемому в бандитизме и заказных убийствах. Он был задержан ещё в сентябре 2013 г. по дороге из дома на работу. В этот же день чиновника этапировали в Москву. По версии следствия, Ардабьевский был одним из членов криминальной преступной группировки «Турбазовские» и имел отношение к расправе над гендиректором ЗАО «Трек» А. Падучиным в 2005 г. и директором ООО «Надежда» П. Сидоровым в 2008 г. Обвинение предъявлено экс-чиновнику в рамках расследуемого уголовного дела в отношении «турбазовских», которые с 1999 по 2011 г. совершили более 40 тяжких и особо тяжких преступлений на территории Москвы, Московской, Ростовской и Челябинской областей, а также Краснодарского края.
В августе этого года был вынесен приговор экс-мэру Махачкалы С. Амирову - суд приговорил его к пожизненному заключению. Влиятельного в прошлом политика обвиняли в организации посягательства на жизнь следователя Следственного комитета России, подготовке покушения на главу Пенсионного фонда Дагестана, обстреле торгово-развлекательного комплекса в Каспийске.
Какие схемы?
О том, какие бизнес-схемы проворачивает власть в регионах, «АиФ» рассказал Николай Миронов, руководитель Центра политических и экономических реформ:
- У чиновников существует неформальная иерархия: кому что можно. На первом плане, конечно же, губернатор, дальше идут его замы, министры, начальники управлений, потом мэры и местные чиновники. У каждого своя «доля» и свои возможности. Соответствующим образом распределяются бюджетные потоки, за них идёт борьба - сколько какое ведомство возьмёт денег под госпрограммы. Не по чину брать нельзя.
Схема 1. Чиновник отдаёт определённые виды работ через госзакупки связанным с ним фирмам, «подвинув» конкурентов. Преференции получают структуры, учреждённые родственниками (часто - сыновьями), партнёрами, или через третьи руки. Иногда выстраиваются целые корпорации, например, от строительных фирм до заводов по производству стройматериалов, транспортных контор.
Схема 2. Власть, например, выдаёт лицензию или предоставляет участок, согласовывает план застройки, включает в градостроительный план. Это опять же касается строительства, но не только - через эти инструменты можно контролировать устройство заправок, сооружение торговых объектов и т. д. Здесь «друзья» чиновников - близкие им фирмы, получившие возможность обойти конкурентов.
Схема 3. Можно «работать» с бизнесом и при помощи налогов, кредитов. У регионов есть возможность, например, предоставлять льготы или выделять средства на стартапы, на поддержку проектов, субсидирование процентной ставки по кредитам. Здесь также можно помочь своим или, наоборот, потопить конкурентов.
Весьма важно, насколько региональная власть «дружит» с правоохранителями. Тут открываются самые широкие возможности - можно избавляться от конкурентов, можно оказывать на них давление. Данный «инструмент» необходим для всех перечисленных схем, без него работа чиновничьей корпорации была бы просто невозможна.
Схема 4. ЖКХ - очень прибыльная сфера, потому что здесь есть стабильный доход. Фактически это рента, которая собирается с граждан в виде взносов за ЖКУ. Можно варьировать, сколько денег из собранных будет реально потрачено и куда. Так, деньги могут отлёживаться где-то на счетах или просто выводиться с помощью махинаций. Для этого служат учреждённые через третьи руки управляющие компании, для этого же во многом приватизируются коммунальные предприятия. Как пример: в Волгограде местная власть не так давно попыталась приватизировать Информационно-вычислительный центр ЖКХ и ТЭК - тот, который, в частности, рассчитывает, сколько гражданин должен платить по тарифу на ЖКУ. Такая схема тоже нередко используется: в её основе - накрутки на тарифы. Если приписать гражданину небольшую сумму в квитанции, он и внимания не обратит. Но добавьте в городе с миллионом домохозяйств в каждую квитанцию 60 руб., никто не заметит, а это 60 млн руб., или 1 млн долл. в месяц!