Примерное время чтения: 5 минут
131

Кто, кому и почему мешает опустошить чиновничьи кормушки

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. Страна в шоке от ЕГЭ. Как его пережить? 05/08/2009

Георгий Бовт, политолог:

В условиях кризиса, когда каждый винтик госмашины пытается показать рвение в деле учёта и экономии иссякающих госсредств, сенаторы предложили Думе внести изменения в  закон «О Счётной палате (СП) РФ» и включить в сферу её компетенции «все госорганы, внебюджетные фонды, госкорпорации и компании, имущество которых было сформировано за счёт имущественного взноса РФ». На самом деле по одним госкорпорациям уже есть законы об их подконтрольности СП, другие же имеют официальные соглашения с палатой о взаимодействии. То есть  ничего нового в поправке, по сути, не предлагается. Зато как эффектно демонстрируется законодательное усердие!

Конечно, поправка не помешает. Причём буквально. Не помешает ни работе аудиторов СП, ни тем, кто осваивает бюджетные деньги.

А-ля СССР?

Счётная палата - фактически аналог старого советского народного контроля. А народный контроль хоть и был грозен, но не являлся ни партией, ни прокуратурой, ни даже ОБХСС (отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности. - Ред.). Он мог только страшить обращением в вышеназванные органы. И СП, хоть без сенаторской поправки, хоть с нею, не является реальным регулятором - палата может только сигнализировать в Кремль, Белый дом, прокуратуру или апеллировать к общественности. Вот на что следует обратить внимание законотворцам и задуматься: как создать механизм устранения вскрытых недостатков? К примеру, проверяла палата механизм учёта и отчётности участников управления госдолгом РФ. Тема - горячее не бывает. Нынче многие обыватели обсуждают, что опять доходы с расходами не сходятся, что бюджет до 2012 г. будет с дырами, что Резервному фонду пришли кранты и скоро обещают потратить вторую заначку - Фонд национального благосостояния. В воздухе витает вопрос: почему же, если доходы падают, мы наращиваем расходы? Куда идут деньги? Зачем планируется опять занимать за границей чуть ли не 60 млрд. долл. и ещё столько же - внутри страны? Ответ на эти вопросы как раз может дать проверка палаты.

Также недавно проверялось использование бюджетных средств в госучреждениях «Рослесозащита» и «Рослесинфорг». Ага, нынче как раз затеян передел русского леса. Таможенники сокращают пункты пропуска кругляка (необработанной древесины.- Ред.) в Китай и лоббируют поправки в Таможенный кодекс, касающиеся контроля за экспортом круглого леса. Госдума ушла в отпуск, приняв в окончательном чтении закон «Об охоте...»: с 1 января 2010 г.  россиянам предлагается удовлетворять промысловый интерес на 20% охотничьих угодий страны, а остальная площадь перейдёт во владение юр- и физлиц. В лесу у нас полный бардак, надо что-то делать, чтобы не губили его вывозом кругляка и бесхозяйственностью в угодьях, - это уже стало аксиомой.

Ещё одна злободневная тема - рост тарифов, проблемы с подключением к энергосетям, ставший массовым в последнее время отказ региональных компаний от обещанных ими ранее финансовых «инъекций» в строительство новых и реконструкцию действующих объектов. СП как раз проверяла, как осуществляются инвестиции в электроэнергетическую отрасль. И нашла проблему. Среди прочего в материалах проверки отмечается, что «изменение программы вызвано нерешёнными проблемами с обеспечением  природным газом строящихся объектов».

В переводе на русский язык - надо не новые контракты на поставку за границу газа заключать, а направить его на свои нужды, чтобы вздохнуло отечественное производство. Об этом в прошлом году кричали многие экономисты.

...или царские времена?

Все материалы проверок СП действительно вскрывают нарушения. И среди них - то, что одни называют воровством, а другие - освоением бюджетных средств. В общем, ведомство Степашина делает своё дело. Но, на мой взгляд, что-то мешает вскрыть (или сказать об этом вслух) самые глубинные проблемы, порождающие малоприятные явления. Так, народный контроль в советское время отмечал отдельные проявления негатива, но помалкивал про то, что при действующей структуре экономики иначе и быть не может. А структура-то известна в общих чертах ещё с царских времён: чиновники назначаются на должность и одновременно  на кормление за счёт умелого освоения казённых средств и, при известной изворотливости,  благодаря подношениям предпринимательского люда.

Так что если принять закон о СП, наделяющий палату правом не просто докладывать, куда положено, об отдельных недостатках, но и реально наказывать очковтирателей, мздоимцев и взяточников, то ещё неизвестно, какие инициативы выдвинут аудиторы по переустройству страны. Получается, что лучше с помпой принять поправки о том, что и так уже есть, чтобы как бы менять что-то, но ничего не меняя.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах