К строительству Большой кольцевой линии метро в Москве приковано все основное внимание общественности. Ведь проект амбициозный и грандиозный.
Знаковое для всего московского метростроя событие состоялось в конце января. В торжественной обстановке в присутствии мэра Москвы Сергея Собянина и других представителей столичного правительства была запущена прокладка нового двухпутного тоннеля со строящейся станции «Текстильщики» Восточного участка Большой кольцевой линии (БКЛ). Работы ведутся с помощью уникального оборудования — тоннелепроходческого комплекса Herrenknecht 10690 «Виктория» под управлением специалистов АО «УСК Мост», председателем совета директоров которого является российский предприниматель Руслан Байсаров. Собственно, именно данный комплекс и позволит проложить сразу двухпутный тоннель, экономя метростроевцам силы и средства, а также сводя к минимуму нежелательное влияние строительных работ на близлежащую городскую инфраструктуру.
Ранее этот гигантский щит уже проложил два тоннеля между станциями «Окская», «Стахановская» и «Нижегородская».
Зеленый свет для «Виктории»
Старт работам на новом участке 27 января 2020 года дал лично мэр Сергей Собянин. Градоначальник спустился в монтажно-щитовую камеру и, оценив готовность оборудования, нажал символическую красную кнопку, запустив тем самым работу щита-гиганта.
После этого специалисты ГК СК Мост, а именно этот проверенный подрядчик занимается прокладкой тоннеля, переместили на мультитранспорт первый блок бетонной обделки. Затем кран-перегружатель доставил блок в зону монтажа кольца внутри «Виктории».
Технически работа гигантского щита представляет собой сложный алгоритм действий. Для того чтобы оборудование справлялось со своими задачами, требуется его тщательно подготовить и настроить на работу в определенных условиях. Весь комплекс необходимых мероприятий — тщательную подготовку котлована и укрупненную сборку технологических телег — компания Байсарова завершила еще в прошлом году. В частности, в декабре 2019 года федеральные СМИ облетела новость о том, что специалисты ГК СК Мост провели уникальную операцию — впервые в России проходческий щит «Виктория», более чем десятиметрового диаметра и весом 830 тонн, переместили в тоннель уже в собранном виде. Новая технология позволила значительно уменьшить сроки монтажа комплекса и приблизила открытие значимого для города инфраструктурного объекта.
Стоит отметить, что миллионы москвичей уже с нетерпением ждут ввода в строй новой транспортной артерии БКЛ. Ее протяженность будет более 70 километров, линия свяжет столичные районы и обеспечит пересадку на 44 станции подземки, Московское центральное кольцо (МЦК), пригородные электрички и МЦД.
Проходка с ювелирной точностью
Предварительно выход тоннелепроходческого щита в котлован станции «Печатники» намечен на июль 2020 года.
А пока гигантскому щиту «Виктория» предстоит пройти под землей около 1308 метров и соединить двухпутным тоннелем Большое Кольцо со станцией «Печатники», а затем еще примерно 1500 метров — к «Нагатинскому затону».
Примечательно, что на пути следования щита встретится и действующая линия Московских Центральных Диаметров (МЦД). Пересекать эту ветку щит будет в трех местах. От специалистов ГК СК Мост Руслана Байсарова работы потребуют максимальной собранности, поскольку смещение линии МЦД если и будет допущено, то не должно превысить одного сантиметра в любой из плоскостей. А движение по МЦД, соответственно, не должно остановиться ни на минуту.
Пройти сложный участок с ювелирной точностью метростроевцам поможет опыт, ведь они уже успешно справились с аналогичной задачей на перегоне «Стахановская» — «Нижегородская». Важная деталь: чтобы снизить воздействие на окружающие постройки, в этом участке метростроители сначала проложили тоннель и только после этого приступили к строительству вестибюля. Обычно поступают наоборот: сначала роют котлован, а потом от него ведут тоннели. И этот фронт работ был с успехом выполнен.
Масштабный проект
Проложенный ранее специалистами ГК СК Мост участок на Некрасовской ветке — важное звено развивающейся транспортной инфраструктуры столицы. В перспективе линия должна разгрузить Таганско-Краснопресненскую ветку и улучшить транспортную доступность жителям юго-востока столицы, в том числе Некрасовки и подмосковных Люберец.
По мнению экспертов, станция «Нижегородская», в строительстве которой принимала компания Руслана Байсарова, по многим параметрам является уникальной. Во-первых, к ней ведет двухпутный тоннель. Во-вторых, на станции предполагается кроссплатформенная пересадка. Причем впервые в истории отечественного метро на «Нижегородскую» смогут прибывать одновременно четыре поезда.
Применение щита большого размера, с помощью которого специалисты компании Руслана Байсарова прокладывали тоннель, на треть удешевило и в целом ускорило работы по его проходке. Несмотря на непростые условия, связанные с плотной застройкой, подвижным грунтом и т. п., в месяц они продвигались более чем на 400 метров.
Кандидаты в Книгу рекордов
В последние годы столичное метро вообще строится стахановскими темпами. Вот и сейчас на Большом кольце метро проложено около 70% всех тоннелей. Такие скорости удается выдерживать именно благодаря строительству двухпутных тоннелей и использованию при их прокладке тоннелепроходческих комплексов больших диаметров.
- На востоке столицы помимо «Виктории» готовят к работе щит-гигант «Победа». Ему предстоит пройти участок от станции «Нагатинский затон» до «Кленового бульвара». Кстати, «Победу» спроектировали китайские специалисты по техническому заданию от российской стороны с учетом столичной гидрогеологии и опыта тоннелепроходчиков. Готовый комплекс переправили Северным морским путем в Санкт-Петербург, а оттуда — уже в Москву.
- На западном участке БКЛ недавно смонтировали в районе станции «Кунцевской» десятиметровый щит «Надежда» немецкого производства.
- Здесь же, на западе Большого Кольца, готовится к сборке на новом участке (до станции «Давыдково») еще один проходческий комплекс — «Лилия». До этого он завершил прокладку первого двухпутного тоннеля от станции «Карамышевская» до «Мневники».
Одновременное использование четырех тоннелепроходческих комплексов десятиметрового диаметра — беспрецедентный случай в истории мирового метростроения. В связи с этим компания-координатор проходческих работ планирует подать заявку в Книгу рекордов Гиннесса.
Профессионалы своего дела
Компания Руслана Байсарова никогда не боялась браться за самые сложные и амбициозные задачи. Более чем за 30 лет присутствия на рынке стройиндустрии в разных регионах страны компания реализовала крупные инфраструктурные проекты, ставшие ее визитной карточкой. Среди них:
- вантовый мост на остров Русский во Владивостоке с самым длинным в мире пролетом среди сооружений подобной конструкции;
- 12 тоннелей, 22 железнодорожных и 23 автомобильных моста на дороге, соединяющей Адлер и «Альпику-Сервис», которые были построены к сочинской зимней Олимпиаде;
- объекты арктического порта Сабетта и многие другие.
В активе компании около 3000 объектов, построенных в самых разных регионах страны.
Драйвер экономики
По объему запланированных работ и географии бизнес-проекты Руслана Байсарова не имеют аналогов в мире — они реализуются от Москвы до Сахалина. Так, в настоящее время ГК СК Мост ведет «перешивку» железнодорожной колеи с японского стандарта (1067 мм) на общесетевой (1520 мм). Этот проект отличается повышенной технологической сложностью и имеет важнейшее значение для развития экономики Дальневосточного региона.
В этом же регионе Руслан Байсаров в партнерстве с китайскими коллегами строит сразу два трансграничных мостовых перехода. Оба объекта на завершающей стадии строительства. В середине января прошли испытания на прочность одного из них — соединившего Благовещенск и Хэйхэ, который эксперты уже назвали «Мостом дружбы». Строители проверили больше десяти вариантов максимальной нагрузки на опоры сооружения. При самом «тяжеловесном сценарии» по нему проехали груженые самосвалы, общий вес которых составил 318 тонн. Организаторы испытаний отметили, что несущие конструкции справляются с нагрузкой. Так что в эксплуатацию его планируется ввести уже в апреле этого года после оборудования временного пункта пропуска.
В целом успешное развитие регионов и раскрытие их богатого природно-ресурсного потенциала сегодня напрямую зависит от состояния инфраструктурных объектов. Их совершенствование, в частности модернизация и строительство дорог, мостов, тоннелей и других необходимых элементов, способно повлиять на расширение экономических связей с соседними странами, открыть большие перспективы перед российскими экспортерами и повысить инвестиционную привлекательность регионов. Об этом неоднократно говорил и сам бизнесмен Байсаров Руслан, подчеркивая, что именно от преодоления логистических преград очень многое зависит.
Стоит отметить, что одной из серьезных проблем в настоящее время является и отсутствие, собственно, метрополитена в крупных городах. Пока для целого ряда регионов эта задача, с финансовой точки зрения, остается непосильной. Поэтому прорывные масштабные проекты, реализуемые в том числе и компанией Байсарова, призваны еще и разорвать «замкнутый круг» инфраструктурных проблем. Улучшение экономического и финансового положения ряда регионов и жизни в них, вне всякого сомнения, даст толчок к постепенному развитию метростроя. А значит — передовой опыт столичных строителей подземки, включая прокладку двухпутных тоннелей, со временем будет востребован все больше и больше.