Кампус «Школы 21» расположился в историческом центре столицы Татарстана. В Казани получил свой старт проект, позволяющий россиянам получать качественное образование в сфере программирования.
Сбербанк и правительство Республики Татарстан открыли в Казани «Школу 21», которая в ближайшие несколько лет позволит работодателям республики и всей страны получить программистов мирового уровня. Обучение в «Школе 21» полностью бесплатное.
В торжественной церемонии открытия приняли участие президент республики Татарстан Рустам Минниханов, президент, председатель правления Сбербанка Герман Греф, представитель «Школы 42» Оливье Крузе и руководитель «Школы 21» в Москве Светлана Инфимовская. Также с будущими учениками познакомились представители крупного бизнеса Республики Татарстан. Руководить казанским филиалом «Школы 21» будет Айрат Хасьянов.
На обучение в казанском кампусе «Школы 21» было подано около 60 тысяч заявок. C февраля 1500 абитуриентов, прошедших первые конкурсные испытания, приступили к участию в «бассейне» — четырехнедельном интенсивном курсе программирования. Только 30% участников отбора проживают в Казани, 78 абитуриентов являются иностранными гражданами. Половина кандидатов на обучение в «Школе 21» младше 25 лет, более 250 — в возрасте от 30 до 40 лет, также есть 6 претендентов старше 50 лет. Из всех кандидатов будут выбраны 500 лучших, которые начнут обучение в мае этого года.
В ноябре 2018 года «Школа 21» начала свою работу в Москве. Планируется, что столичная «Школа 21» будет ежегодно принимать и выпускать до 1000 новых специалистов в сфере программирования. Для первого потока было открыто 500 мест, студенты были отобраны из 90 тысяч претендентов.
Проект «Школа 21» — новый вариант социального лифта для тех, кто хочет освоить новую современную профессию и вырваться в категорию специалистов мирового уровня в IT-сфере. Название проекта отражает количество уровней подготовки в системе и объем знаний, необходимый профессионалу в XXI веке. Перейти на каждый из них можно только после прохождения необходимых этапов предыдущего уровня. При решении проектов и прохождении уровней учащимся постепенно открываются технологии разработки по следующим направлениям:
- алгоритмы;
- графика;
- Unix;
- Web;
- мобильная разработка;
- кибербезопасность;
- и многие другие.
Основная специализация проекта — программирование. Как отмечают специалисты, это про внимательность. Ведь если собьешься хоть в одном шаге, результат получить не удастся: компьютер попросту не станет считать дальше. Традиционно программисты для многих — это интроверты. Но не в «Школе 21». Помимо общения с компьютером, все ученики школы должны общаться друг с другом. Образовательный процесс в школе основан не только на индивидуальной, но и на групповой работе над IT-проектами, при которой обучение происходит по принципу «равный — равному». «Двое проверяют тебя, двоих проверяешь ты» — это важный элемент обучения. Помимо технических навыков, у участников значительно улучшаются soft skills. В «Школе 21» нет учителей, лекций, оценок и других привычных атрибутов академического образования. В соответствии с методикой, представители школы не контролируют деятельность учащихся, но при помощи IT-платформы проверяют качество финальных работ и полноту их выполнения в заданные сроки.
Такой проект, как отмечают эксперты, — отличный старт для молодых специалистов. Ведь выпускники школы трудоустраиваются практически мгновенно и на очень хорошие должности в компании с именем. Из 300 учеников «Школы 21» уже 298 получили предложения о стажировке.
В настоящий момент Сбербанк уже открыл две «Школы 21»: в Москве и Казани. Планируется открыть еще ряд региональных отделений в разных городах России.
Переход из онлайн-обучения в умную комбинацию с офлайном делает проект достаточно дорогим, любая школа — это прежде всего инфраструктура и оборудование. Например, школа в Казани состоит из 500 рабочих мест, каждое из которых оборудовано суперсовременным компьютером. Интерьеры школы способствуют мыслительному, творческому и образовательному процессам. Большие светлые залы удобны и комфортны, есть где перекусить и размяться, например, поиграть в настольный теннис в перерывах между работой. А уж про сантехнические помещения можно говорить исключительно как про арт-объекты с жизнеутверждающими надписями и рисунками. «Качественное обучение навыкам будущего — это залог успешного развития страны. Результаты, показанные „Школой 21“ в Москве, убедили нас в необходимости развития проекта. Казань выбрана неслучайно, это динамичный и амбициозный регион, у которого большие планы по цифровизации, а значит, и значительная потребность в инженерах. Уверен, что выпускники „Школы 21“ внесут огромный вклад в технологический прогресс Татарстана и всей России», — отметил Герман Греф, председатель правления Сбербанка.
Полный цикл обучения в «Школе 21» — 2,5-3,5 года. В промежутках ученики уходят на стажировки в компании. Такой подход позволяет держать высокую внутреннюю мотивацию учащихся на протяжении всего периода обучения, а также учит приобретать новые знания в ситуации высокой неопределенности и перегруженного информационного поля.
Обучаясь в «Школе 21», можно выбрать разные направления. Можно дополнительно пройти обучение по направлениям «искусственный интеллект», «дополненная реальность», «кибербезопасность». Но они не являются обязательными дисциплинами. Каждый участник сам может очертить круг своих интересов и выбрать то, что актуально именно для него.
«Школа 21» входит в сеть партнерских кампусов Ассоциации «42», по франшизе которой и работает московская «Школа 21». Для обеспечения конкурентоспособности российских IT-специалистов глобальное партнерство играет важную роль. «Школу 21» уже сегодня рассматривают как источник кадров для цифровой трансформации всей российской экономики. С помощью выпускников проекта тот же Сбербанк, например, рассчитывает усилить свою команду, приняв на работу большую часть специалистов, подготовленных по этой инновационной методике. У студентов всех кампусов, которые расположены в более чем 10 странах мира, появилась возможность свободно переводиться из одной школы в другую без потери достигнутого уровня. Установление общего ориентира для всех студентов будет гарантией одинаково качественных навыков выпускников независимо от кампуса. Студенты получают возможность перейти к более амбициозным проектам в соответствии с окружающей средой, культурой, экосистемой, характерными для каждого кампуса.
Для самих учеников «Школы 21» есть свои плюсы в такой системе обучения. Самое важное для них — это возможность работать ровно столько, сколько они считают необходимым для решения своих задач. «Школа 21» работает 24/7, что значительно расширяет возможности. На обучение сюда принимают учеников разного возраста, начиная с 18 лет и до 50. При этом «теория поколений», по словам директора школы Светланы Инфимовской, рушится на корню, потому что в команды сбиваются люди самого разного возраста, образования, типажа. При этом их всех объединяет только одно: они очень любят программирование и хотят научиться писать код профессионально и грамотно. Возраст не имеет значения, важно только то, какого качества код ты производишь. Снята верхняя возрастная планка, самому старшему студенту 63 года, и он очень успешен. Студенты не конкурируют друг с другом. Нет рейтинга студентов. Нет баллов. Важно только желание и способности. И сегодня возможность пройти обучение в новом формате появилась не только у московских студентов, но и в Казани. «Казань традиционно привлекает лучшие современные практики во всех ключевых областях, и образование, безусловно, не является исключением. Здание „Школы 21“ на Спартаковской улице отвечает самым высоким техническим требованиям. Появление здесь филиала „Школы 21“ с общежитием позволит получить востребованную профессию не только жителям Казани», — говорит Светлана Инфимовская, директор «Школы 21».
При всех своих плюсах «Школа 21» — это не коммерческий, а благотворительный проект. Сбербанк, являясь технологичной финансовой организацией, испытывает потребность в высококвалифицированных IT-специалистах и при этом сам заинтересован в повышении уровня и качества образования в IT-сфере в целом в стране. Поэтому было принято решение не только быть потребителями на рынке IT-специалистов, но и стать активным игроком, самостоятельно готовить новые кадры в сфере высоких технологий не только для себя и компаний своей экосистемы, но и в целом для рынка.