Компания «СК Мост», председателем совета директоров которой является Руслан Байсаров, вышла на завершающую стадию работ по строительству второй нитки Байкальского тоннеля протяженностью 6,7 км. Это одно из крупнейших искусственных сооружений в России. Возведение тоннеля позволит почти вдвое увеличить пропускную способность на участке Лена — Северобайкальск: с 15 до 25 пар поездов. Инвестиции в стратегически значимый для Байкальского региона и страны в целом объект составляют около 35 млрд рублей.
Дополнительный импульс
Строительные работы на важнейшем объекте БАМа и Транссиба получили дополнительный импульс к реализации в 2016 году, когда известный бизнесмен Руслан Байсаров, входящий в рейтинг Forbes «200 богатейших бизнесменов России» с состоянием 900 млн долларов (на 2018 год), увеличил свою долю в компании с 25 до 56%, став контролирующим акционером, и возглавил совет директоров. К настоящему времени известны сроки окончания строительства: первые поезда должны пойти по новой железнодорожной ветке в конце второго — начале третьего квартала 2019 года.
Ввод в эксплуатацию второго Байкальского тоннеля, расположенного на границе Иркутской области и Бурятии, должен разгрузить ныне действующий тоннель, пропускная способность которого практически полностью исчерпана. Его строительство ведется в рамках целевой программы по модернизации БАМа и Транссиба.
Работа в суровом климате
Говоря о важности проекта для региона, президент России Владимир Путин подчеркнул, что это еще и «самый быстро окупаемый проект в развитии всей транспортной системы». «Это большая, очень важная, сложная и очень нужная работа», — сказал президент России.
Эксперты отмечают, что с технической стороны это один из наиболее масштабных и сложных объектов. Поэтому работы поручены опытным специалистам группы компаний «СК Мост». Всего здесь трудятся 400 человек, задействовано более 100 единиц горно-шахтного оборудования и строительно-дорожных машин.
Знаменательно, что строители используют тоннелепроходческий комплекс LOVAT RM 394DS, который применялся при прокладке автомобильных и железнодорожных трасс в олимпийском Сочи, в частности, при строительстве тоннеля Адлер — Красная Поляна. Хотя в Сочи, безусловно, было проще. Порода Байкальского хребта более крепкая, да и климат в Сибири суровый. Как объясняет генеральный директор АО «СТРОЙ-ТРЕСТ» Михаил Гутников, проблемы возникают из-за того, что порода неоднородная и вязкая, поэтому «процесс скалывания происходит тяжело, требуется больше времени для разработки забоя».
Руслан Байсаров: инфраструктурные ограничения являются ключевой проблемой в развитии
Если сравнить со всем БАМом, строящийся участок совсем небольшой, но, по мнению экспертов, он крайне важен для восточного направления грузо- и пассажироперевозок. По приблизительным подсчетам, ввод его в эксплуатацию позволит перевозить ежегодно до 32,4 млн тонн грузов вместо сегодняшних 13,2 млн тонн.
В ближайших планах реконструкция старого тоннеля, где также может пригодиться опыт специалистов компании «СК Мост», накопленный за многие годы не только на прокладке тоннелей. Строители успешно возводят мосты и другие объекты инфраструктуры. Например, недавно группа компаний «СК Мост» завершила часть работ по строительству первого железнодорожного моста через Амур, который должен соединить Россию и Китай.
Кроме того, компания Руслана Байсарова АО «ТЭПК» участвует в реализации крупнейшего инвестиционного проекта по освоению Элегестского угольного месторождения Тывы.
«Реализация этого проекта во многом будет зависеть от строительства железнодорожной ветки Элегест — Кызыл — Курагино, которая является основным инфраструктурным звеном производственно-логистической системы комплексного освоения Элегестского угольного месторождения», — подчеркнул Руслан Байсаров, отметив, что именно инфраструктурные ограничения, как правило, являются ключевой проблемой в вопросах развития как угольных месторождений, так и Восточной Сибири и Дальнего Востока в целом.