Примерное время чтения: 8 минут
405

Масштабный проект. Гендиректор судоверфи «Звезда» об особенностях работы

Носовая оконечность танкера типа «Афрамакс» на достроечном стапеле судостроительного комплекса «Звезда».
Носовая оконечность танкера типа «Афрамакс» на достроечном стапеле судостроительного комплекса «Звезда». / Андрей Станавов / РИА Новости

Прошло уже четыре года с момента старта строительства судоверфи. На проекте используют современные технологии крупнотоннажного строения, планируют в 2020 году спустить на воду первый танкер типа «Афрамакс».

Первые итоги

Сегодня уже можно подводить первые итоги по проекту. Так, например, уже были решены ключевые задачи из сферы технологии судостроения новой верфи, отмечают в руководстве проекта. «Обеспечена возможность не только строительства и сборки секций судов в блоке корпусных производств и на стапеле, но и спуск судов на воду с помощью транспортно-передаточного дока для последующей достройки», — говорит генеральный директор судоверфи «Звезда» Сергей Целуйко.

Кроме того, идёт активное строительство производственных цехов, достроечных набережных и складских площадок. Продолжаются работы на площадке строительства основного объекта второй очереди — сухого дока, которому предстоит в скором времени стать самым большим в России гидротехническим сооружением. Его размеры — 485 м на 114 м на 14 м.

Также идёт строительство и предприятий-спутников, отметил гендиректор верфи. Для реализации этих задач на территории «Звезды» возведён «Завод ВРК Сапфир».

Работа над заказами

Несмотря на то, что строительство верфи продолжается, она уже активно работает над заказами. «Заключение всех контрактов было заранее рассчитано с учётом графика строительства и ввода в эксплуатацию новых цехов и площадок, набора необходимого персонала. На данный момент число заказов на строительство судов достигло 43», — отметил Сергей Целуйко. По информации акционеров российских СПГ-проектов, прозвучавшей в рамках форума в Давосе, ССК «Звезда» до 2030 года получит заказы на строительство еще 30-32 крупнотоннажных танкеров для перевозки сжиженного природного газа по Северному морскому пути.

Для выполнения заказов используются уже построенные объекты, в числе которых блок корпусных производств, окрасочные камеры и открытый тяжелый достроечный стапель. Строительство многих объектов, которые также будут работать на выполнение заказов, нередко идёт с опережением, говорит Руководитель предприятия. Это, к примеру, сухой док — ключевой объект второй очереди.

Заказы, получаемые предприятием, бывают достаточно интересными. Кроме того, стоит учитывать, что верфь достаточно юная, поэтому каждый заказ здесь называют уникальным. У работников есть возможность получать новый опыт при строительстве каждого суда, отмечает Сергей Целуйко. «Танкеры типа „Афрамакс“, которые мы строим — это самые большие суда, которые когда-либо создавались в России. По контракту первый танкер мы должны спустить на воду в мае, сдать — в сентябре-октябре. Но мы постараемся выполнить работы с опережением. Танкеры таких размеров не делали даже в Советском Союзе, их водоизмещение — 114 тысяч тонн, длина — 258 метров, ширина — 46 метров», — говорит гендиректор верфи.

Также здесь реализуется масштабный проект — атомный ледокол «Лидер» — самый крупный, самый мощный ледокол в мире, уникальный с точки зрения автоматизации с абсолютно новым типом силовой установки.

Человеческий капитал

Конечно же, обслуживание такой верфи. Ложится на плечи большого количества человек. Сегодня на «Звезде» трудятся 3500 человек, по окончании строительства это число увеличится до 7,5 тысяч. «Большая часть наших работников — 85% — это жители Приморского края. Но, конечно, опытных, квалифицированных судостроителей в нашем регионе в таком количестве не хватает, привлекаем кадры со всех уголков России. Сотрудникам, переехавшим из других регионов в рамках программы мобильности трудовых ресурсов оплачивается дорога, частично компенсируются затраты по найму жилья и его обустройству, выплачивается единовременное пособие — поделился нюансами кадровой политики Сергей Целуйко.

На верфи уделяют отдельное внимание подбору молодых специалистов. Для этого заключаются договоры о сотрудничестве с профильными инженерно-техническими вузами, взаимодействуем с 11 образовательными организациями среднего профессионального образования. Также идет работа по созданию собственного Учебного центра верфи.

Важной задачей для судоверфи является обеспечение сотрудников предприятия жильем. «Большой Камень — город небольшой, и новое жильё тут не строилось многие годы. Естественно, спрос на него огромный. Сейчас подрядчики ССК активно застраивают шесть микрорайонов: — в настоящее время ведутся работы по строительству 74 жилых домов, которые рассчитаны на 4 758 квартир. Ответственность за строительство 750 квартир в микрорайоне „Солнечный“ возложена на Администрацию Приморского края», — говорит гендиректор судоверфи.

Крупный тоннаж

«Звезда» создается как верфь крупнотоннажного судостроения. И это не случайно. «Руководство страны ставит масштабные стратегические задачи — по развитию Северного морского пути, освоению арктических месторождений углеводородов. Это — крупные проекты, для реализации которых и потребуются крупнотоннажные суда», — отмечает гендиректор.

В России же верфей, обладающих технологическими возможностями по строительству крупнотоннажных судов, не было. Именно для данного сегмента и создается ССК «Звезда». Среди заказов «Звезды» — «зеленые» танкеры класса «Афрамакс», арктические суда-газовозы высокого ледового класса, сверхмощный атомный ледокол «Лидер», который рассчитан на проводку во льдах караванов крупнотоннажных судов.

Необходимый опыт

Как отмечают специалисты, на российских верфях есть и необходимые технологии, и нужный опыт. При этом он называется позитивным. «У нас успешно строятся ледоколы и другие высокотехнологичные суда. С другой стороны, на отечественных верфях, до настоящего момента, действительно не производился целый ряд судов различных типов, которые сейчас весьма востребованы. В частности, суда для перевозки сжиженного природного газа или суда, работающие на газомоторном топливе», — говорит Сергей Целуйко.

Для освоения наиболее современных технологий в судостроении, ССК «Звезда», как отмечают ее руководители, идет по пути локализации в кооперации с ведущими зарубежными верфями, имеющими необходимый опыт. Сотрудничество имеет различные формы, от создания совместных предприятий до договоров на обучение персонала. В ходе работы с партнерами, мы осваиваем апробированные и наиболее современные технологические решения, обучаем специалистов «Звезды», получаем консультационную поддержку.

Региональное развитие

Строительство верфи «Звезда» будет иметь значительный мультипликативный эффект для всей российской промышленности. Производство транспортных судов и ледоколов позволит провести модернизацию оборудования на многих десятках, если не сотнях предприятиях, в первую очередь, Дальнего Востока, создать мощный судостроительный кластер в стратегически важном регионе, близком к рынкам АТР, которые считаются осью мировой экономики.

Также при этом создаются тысячи квалифицированных рабочих мест, повышается общий профессиональный уровень специалистов, в региональный бюджет идут налоги. «Я не сомневаюсь, что к своему десятилетию „Звезда“ подойдет самым крупным предприятием отрасли, которое будет перерабатывать 330 тысяч тонн металла в год с опытом сдачи десятков судов. Думаю, что „Звезда“ станет центром для предприятий-спутников, которые работают на обеспечение верфи» — заявил Сергей Целуйко.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах