Маржа больше в разы
Поводом для беспокойства стало открытие в конце прошлого года нового трубопровода транспортной монополии Волгоград-Новороссийск мощностью 8 млн тонн. Предположительно, наполовину загрузку новой трубы обеспечит Волгоградский НПЗ, принадлежащий «Лукойлу», остальное — «Сургутнефтегаз». По ней в порт Новороссийска пойдёт дизель, чтобы затем оттуда отправиться за рубеж.
Казалось бы, что плохого в том, что Россия увеличит поставки на экспорт не сырой нефти, а готового продукта из неё? Не об этом ли на протяжении многих лет говорили экономисты, политики, общественность? Было бы замечательно, если бы за пределы страны дизель поставляли сверх внутренней потребности, а не в ущерб интересам российских потребителей. Но в этом уверенности-то и нет.
«Экспорт дизеля позволяет заработать 50 долларов на тонну, что в разы превышает возможные заработки на внутреннем рынке, — пишет в „Независимой газете“ генеральный директор компании „ИнфоТЭК-Терминал“ Рустам Танкаев. — И частники, заинтересованные в сиюминутной прибыли и не особенно пекущиеся об интересах российского потребителя, хорошо это понимают».
Он считает, что с учётом действующей в стране модели фискального регулирования, понизившей эффективность переработки от нуля до «минуса», поставки за рубеж становятся очень выгодными. Отсюда и интерес частных игроков рынка максимизировать экспорт нефтепродуктов.
«Экспортёры не только заработают премию в 50 долларов на тонну, но и получат логистические преимущества», — разъясняет Р. Танкаев. Новый трубопровод, по его мнению, предлагает по сути альтернативу поставкам на внутренний рынок, которые менее выгодны.
Кому выгоден старый норматив?
Уже сегодня «Лукойл» и «Сургутнефтегаз» продают на бирже относительно незначительное количество дизельного топлива. Есть компании с поставками биржу около 10% от произведённого дизельного топлива. У «Лукойла» — в первом квартале это 6,7%, у «Сургутнефтегаза» — 6,8%.
Формально никто не нарушил норматив, установивший нижнюю планку на уровне 5%. Вот только норматив этот не пересматривался много времени.
«Эти нормы бесконечно устарели, — говорит генеральный директор некоммерческого партнёрства „Совет по товарным рынкам“ Илья Мороз. — Они утверждались на заре биржевой торговли, но с тех пор количество игроков на рынке существенно увеличилось, вырос и спрос на топливо».
По его словам, уже обсуждается инициатива повысить планку до 8%. Но пока это не произошло, увеличивать свои поставки на биржу частные компании, конечно, не станут — они продолжат продавать своё дизтопливо за рубеж. Благо, транспортная монополия построила удобный для этого трубопровод. Ведь поставки по трубе на 25% дешевле, чем по железной дороге.
Минус четверть?
Но быть может, поводов для беспокойства нет, и труба обеспечит загрузки Новороссийского порта не в ущерб внутреннему рынку? Давайте посчитаем. В прошлом году из России на экспорт отправили около 5 млн тонн дизельного топлива. Очевидно, что 8 млн тонн — это существенно больше.
Его внутреннее потребление составляет примерно 33 млн тонн в год. То есть 8 млн тонн — это четверть. И если она будет вычтена из внутренних поставок, ситуация станет кризисной. Вот откуда появилась тревога в топливных ассоциациях.
«На экспорт стало поставляться гораздо больше нефтепродуктов, чем в прошлом году», — комментирует происходящее глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. И объясняется это именно ростом экспортного паритета — увеличением маржинальности поставок на внешние рынки.