Глава РТС даже обратился к правительству с просьбой принять меры. Но вице-премьер Дмитрий Козак заявил, что правительство полностью контролирует ситуацию. Глава Минэнерго Александр Новак также сообщил, что роста цен на топливо не ожидает. Так что происходит: это шантаж производителей бензина, желающих получить очередные поблажки от государства, или реальный повод для беспокойства?
Никита Исаев, директор Института актуальной экономики
По мнению РТС, к росту цен приведут повышение акцизов на топливо с 1 января 2019 г., повышение НДС и высокие экспортные цены на сырьё, из-за которых нефть выгоднее поставлять за границу. Независимый топливный союз добавляет: нефтеперерабатывающие заводы готовятся закрыться на модернизацию, сокращая объёмы предложения, - это тоже скажется на ценах. Как будто у нас есть свободный топливный рынок.
Нет у нас никакого свободного рынка бензина! 85% автомобильного топлива в России производится 4 крупнейшими нефтяными компаниями. Договориться между собой им ничего не стоит. Иначе у нас бензин не был бы на треть дороже, чем в Саудовской Аравии. В Кемерове цена на бензин 40 руб., а в Красноярске уже 48 руб. Цены зависят только от того, как нефтяники договорятся с федеральными и региональными властями. Только политика - и никакой рыночной экономики!

Сомнительны и аргументы о необходимости повышать цены из-за модернизации производств, чтобы НПЗ не остались в убытке. Эта модернизация идёт уже давно, государство всячески её поддерживало: объём господдержки НПЗ в 2005-2016 гг. в 5 раз превысил объём инвестиций в модернизацию (по данным Vygon Consulting, ежегодные инвестиции в модернизацию НПЗ в 2011-2017 гг. оцениваются в 300 млрд руб.)! А результата нет. То есть нефтяники потратили господдержку непонятно на что, а теперь жалуются, что их НПЗ всё ещё не модернизированы.

Далее, опять всплывают эти пресловутые акцизы. Но мы помним, что 1 мая 2018 г. средняя цена Аи-95 была 41,9 руб. за литр, а к 1 июня - уже 45,01 руб., хотя с 1 июня акцизы на бензин были снижены на 2,2 руб. с литра. НПЗ стали на каждом литре зарабатывать на 5,3 руб. больше. Просто так! Выходит, справедливая цена на бензин - порядка 40 руб. за литр, она оставляет возможность получать хорошую прибыль. И даже после повышения акцизов 1 января 2019 г. справедливая цена на бензин должна быть на 2 руб. ниже, чем сейчас. Будущий рост акцизов уже сейчас включён в стоимость бензина!
Подобные заявления не что иное, как шантаж правительства со стороны нефтяников. Не дадите нам льготы и субсидии - увидите, что будет с ценами на топливо. Аргумент мощный: если у людей кончится терпение, их гнев обрушится именно на власть, а не на нефтяников.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть