Примерное время чтения: 6 минут
199

Исключить зависимость. «Роснефть» производит собственные катализаторы

Вице-президент «Роснефти» Александр Романов рассказал об инновациях в отечественной нефтепереработке в последние несколько лет и о конкуренции на рынке катализаторов. И отметил, что зависимость компании от иностранных поставщиков значительно снизилась.

Вопрос энергобезопасности

Одной из главных задач инновационного развития нефтепереработки, по мнению Александра Романова, становится исключение зависимости от иностранных поставщиков катализаторов. «Это не просто бизнес-цель, а по сути вопрос энергобезопасности страны. Потому что в случае перебоев поставок встанет не просто каждый завод в России, встанет каждый автомобиль, возможности производства экологически чистого топлива будут сведены на нет», — считает он.

Вице-президент «Роснефти» напомнил о том, что еще несколько лет назад зависимость от иностранных поставщиков составляла 100%. «Сейчас, конечно, уже меньше. „Роснефть“ по всем основным процессам переходит на отечественные катализаторы, в том числе и собственного производства. У нас работают два катализаторных предприятия — Ангарский и Новокуйбышевский заводы», — рассказал Романов.

Также представитель компании прокомментировал замену зарубежных катализаторов на катализаторы собственного производства. «На установках риформинга бензина мы уже несколько лет поэтапно производим замену импортных катализаторов на собственные. Катализаторы риформинга — самые дорогие, но они и служат до 10 лет. На сегодняшний день уже более 60% используемых нами катализаторов риформинга произведены на нашем заводе в Ангарске. Так же как и катализаторы парового риформинга для производства водорода. Более 70% водорода вырабатывается нами на собственных катализаторах. Кстати, эти же катализаторы не менее успешно эксплуатируются российскими предприятиями других нефтяных компаний», — рассказал вице-президент «Роснефти».

Ангарский завод — производство широкого спектра. Основным его направлением являются платиносодержащие катализаторы риформинга, изомеризация, производство водорода, предгидроочистка бензиновых фракций. Его мощность — до 400 т в год. «В общей сложности мы производим более 450 т катализаторов в год. Плюс у нас современные мощности по регенерации катализаторов гидроочистки и гидрокрекинга на Новокуйбышевском заводе катализаторов — до 6 тысяч т в год. Эти мощности полностью покрывают настоящие и будущие потребности компании в регенерации катализаторов даже с учетом проектов по углублению переработки», — считает Романов.

По его словам, не так давно на Уфимской группе НПЗ были проведены промышленные испытания катализатора гидроочистки дизельного топлива собственного производства. Это уникальный продукт, корпоративная инновация компании — единственный отечественный катализатор, который работает как на тяжелом, так и на легком сырье и обеспечивает на выходе дизельное топливо класса Евро-5. Кроме того, испытания показали, что устойчивое снижение содержания серы происходит не только на прямогонном сырье, но и при вовлечении до 40% компонентов вторичного происхождения. До настоящего момента это являлось недостижимой задачей для многих западных поставщиков катализаторов.

Более того, по активности этот катализатор значительно превосходит ранее использовавшиеся на предприятиях компании импортные аналоги. Его стартовая температура эксплуатации ниже, что дает возможность увеличения межрегенерационного цикла эксплуатации катализатора — одного из основных показателей его эффективности. Поэтому в «Роснефти» уверены, что у продукта хорошие коммерческие перспективы.

Предприятие компании в Стерлитамаке полностью готово к производству катализаторов гидроочистки. «С января 2020 года мы полностью переходим с импорта этого вида катализаторов, а также планируем выйти на рынок России и зарубежья с конкурентным предложением катализаторов гидроочистки дизельных топлив», — рассказал Романов.

Лидеры в стране по выпуску катализаторов риформинга

«Роснефть» является акционером в ряде зарубежных нефтеперерабатывающих активов, в частности в Германии и Индии. Сейчас в компании, по словам Романова, планируют участвовать в конкурсных поставках катализаторов риформинга и на эти предприятия, и в другие регионы.

Мощность «РН-Кат» по реактивации катализаторов составляет 2 тысяч т в год, по производству катализаторов гидроочистки — 4 тысяч т в год. Из них 1 тысяча катализаторов будет использована для собственных нужд компании, остальное — на продажу.

Около 7 лет назад общее потребление катализаторов в России составляло примерно 7 тысяч т. Сейчас это уже около 17 тысяч т, а к 2030 году прирост ожидается на уровне не менее 50%, то есть еще на 10 тысяч т. Рынок, по мнению вице-президента «Роснефти», растет очень серьезными темпами. 

«Мы лидеры и, по сути, единственные в стране, кто выпускает платиносодержащие катализаторы риформинга. Мы единственные в России, кто выпускает катализаторы для производства водорода, а теперь и гидроочистки дизельного топлива. Риформинг и изомеризация — самые дорогие катализаторы, на них приходится порядка 40% всех процессов переработки», — рассказал Романов. Также он отметил, что сложно говорить о каком-то одном лидере рынка катализаторов в стране, он в каждом сегменте свой. «Главное, что это все российские компании. Нам удалось полностью разбить монополию импорта западных производителей», — подчеркнул он.

В ближайшее время в компании будет делаться упор на развитии производства катализаторов риформинга и гидроочистки дизельного топлива. В среднесрочной перспективе планируется освоить производство катализаторов изомеризации, гидроочистки и гидрокрекинга вакуумного газойля. «Наша стратегическая цель — в течение ближайшего года-полутора решить вопрос обеспечения 100% потребностей наших НПЗ в данных катализаторах, конкурентоспособных по качеству и цене. После этого будем активно выводить нашу продукцию на рынок», — рассказал Романов о планах компании.

К 2022 году объем мирового рынка составит, по разным оценкам, от 7,5 млрд долларов до 8 млрд долларов. Это плюс 10-15% к текущему уровню.

Вице-президент «Роснефти» подчеркнул, что важно правильно настроить всю цепочку работ: от опытно-конструкторских и инженерных до собственно производства. В компании такая цепочка уже создана. «Наш корпоративный научный центр — крупнейший в Европе, включает в себя 32 проектных и исследовательских института, а также 41 центр компетенции. Работы по моделированию каталитических процессов, сервисному сопровождению эксплуатации разработанных и внедренных в производство катализаторов ведет наш инжиниринговый центр, сформированный на базе Центра исследований и разработок — РН-ЦИР», — рассказал он.

Также в «Роснефти» развивается парк пилотных установок в Средневолжском НИИ нефтепереработки, который расположен в непосредственной близости к Новокуйбышевскому заводу катализаторов. «Раньше создание подобных наукоемких производств было доступно ограниченному количеству компаний, эту нишу занимали мировые мейджоры. Теперь мы готовы их потеснить», — считает Романов.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах