Примерное время чтения: 7 минут
4926

«Заречная» под контролем «УВЗ-Логистик». Вопросов больше, чем ответов

АиФ №42. Дружба с ОМОНом! 16/10/2013
Проходчики ОАО Шахта Заречная
Проходчики ОАО Шахта Заречная Commons.wikimedia.org

На вопросы, вызванные ею, так и не дали внятных ответов ни стороны сделки, ни эксперты.

В глазах общества это выглядит как продажа предпринимателем Виктором Нусенкисом своих не очень успешных активов (помимо шахт Кузбасса УК располагает портовым терминалом в латвийском Вентспилсе, Юргинским машиностроительным заводом и более мелкими компаниями) государству, поскольку ООО «УВЗ-Логистик» - «дочка» государственного «Уралвагонзавода». Но стоит копнуть глубже.

Есть ли логика  у логистиков?

Зачем угольный холдинг компании, предоставляющей услуги железнодорожных перевозок? Её генеральный директор Дмитрий Еремеев объяснил это общественности так: наличие в собственности крупного грузоотправителя обеспечит перевозчика стабильным заказом на уровне 10 тыс. вагонов ежегодно. То есть, чтобы что-то перевозить, надо что-то купить. В практике бизнеса такой подход, мягко говоря, неочевиден. 

При этом четырьмя месяцами ранее, в мае 2013 г., эта логистическая компания заключила с «Заречной» десятилетний (!) контракт на транспортировку 100% её грузов. И тогда же в комментариях СМИ фигурировали эти самые 10 тыс. вагонов. С учётом такого контракта необходимость что-то купить становится ещё более неочевидной.

Кстати, эксперты отмечали, что собственного подвижного состава для перевозки угля с «Заречной» у компании может не хватить. Похоже, прогнозы сбываются - сегодня шахтёры жалуются на недопоставку вагонов. Из-за недостаточного финансирования на грани остановки подготовительные и очистные забои.

Ещё один нюанс: покупала «УВЗ-Логистик» далеко не прибыльные активы - наоборот, холдинг отягощён долгом почти в один млрд долларов (только по угольному сегменту). И это уж совсем не вписывается в логику бизнеса.

По словам Дмитрия Еремеева, порядка 60-70% в стоимости угля приходится на транспортную составляющую, поэтому приобретение позволит его компании серьёзно оптимизировать стоимость твёрдого топлива. Но даже не слишком погружённым в ценообразование людям известно, что транспортная составляющая в значительной степени разбухает за счёт маржи перевозчика. То есть «УВЗ-Логистик» ради повышения рентабельности продаж угля собирается снизить собственную прибыль? Однако договор с «Заречной» (тот самый, на 10 лет) заключён по ставке: тариф РЖД + 7%... 

Продать или спрятать?

Теперь посмотрим на сделку с другой стороны - со стороны продавца. В последние годы холдинг активно наращивал долги. У многих угольщиков из-за мировой конъюнктуры рынка сейчас дела идут плохо, но таких проблем, как у «Заречной», у них нет. Почему?

Обратим внимание на структуру финансовых потоков, которую Нусенкис выстроил между подконтрольными ему активами. Ключевой канал продажи угля - Трейдер CCZ Trade (Лугано, Швейцария). Он заключает договоры на поставки с крупнейшими мировыми оптовыми покупателями - соответственно, получает от них деньги. Таким образом, контролировать движение денежных средств могут лица, подконтрольные лично Виктору Нусенкису, а не руководство «Заречной», владеющей трейдером на 100%.

Это трансформировало холдинг из центра прибыли (вполне заслуженного статуса для добывающего актива) в центр затрат. Улавливаете разницу? Отсюда и долги по зарплате, налогам, выплатам поставщикам, проблемы с обслуживанием банковских кредитов.  

Для чего владелец выкачивал из российского бизнеса по максимуму? Понимал, что рано или поздно с ним придётся расстаться? Компания, в которой всего пять человек, оплачивала различные консалтинговые и прочие услуги - непрозрачные с точки зрения обоснования операционной деятельности угольного трейдера. Такие сомнительные платежи и привели к значительному росту расходов трейдера, который априори должен быть прибыльным. 

Выводились средства и из самой «Заречной» - отгрузкой угля на Юргинский машзавод по цене ниже рыночной, навязанными закупками оборудования с этого же завода, отсутствием тендеров на закупку материалов, оплатой расходов представителей собственника…

Известно, что Нусенкис долгие годы ведёт борьбу со своим бывшим бизнес-партнёром экс-генпрокурором Украины Геннадием Васильевым, который в судах требует вернуть ему доли в различных активах, включая УК «Заречная». Возможно, Нусенкис просто уводит активы под крыло как бы государственной компании с потенциалом дальнейшего обратного выкупа? Такое право прописано в предварительном договоре между «Заречной» и «УВЗ-Логистик» (копия есть в распоряжении редакции).

Только вот продажа активов, на чьи акции наложены обеспечительные меры, обладает высоким юридическим риском, поскольку может быть оспорена - и не только в российских, но и в международных судах. Зачем госкомпания участвует в столь сомнительной сделке?

Не совсем государственная

Оставим этот вопрос без ответа, чтобы разобраться, насколько компания государственная. Действительно, «УВЗ-Логистик» учреждена государственным концерном «Уралвагонзавод». Но контролируется она уральским гиган­том только наполовину. Собственники другой половины, по данным СПАРК (системы профессионального анализа рынка и компаний), представляют собой весьма пёструю картину. Среди владельцев двух из них - ООО «Химсовинвест», ООО «Транс-Капитал» - менеджеры различных «дочек» «Уралвагонзавода». К примеру, Дмитрий Еремеев, генеральный директор «УВЗ-Логистик», - акционер «Транс-Капитала». Есть и другие совладельцы - ООО «Альтцина», ООО «Химсоинвест», ООО «Транском-Урал», заместители директора «Уралвагонзавода» Вячеслав Кондрашов и Андрей Шленский…. 

Среди собственников и совсем случайные, на первый взгляд, люди. К примеру, почти единоличная собственница «Транском-Урала» - некая Т. Ю. Солончак. Судя по её личной страничке в Фейсбуке - молодая женщина, работающая юристом на Магнитогорском меткомбинате. Её компания сама по себе - достаточно мощная многопрофильная структура, а с учётом приобретения новых активов Солончак становится совладелицей целой бизнес-империи. При данных обстоятельствах трудиться скромным юристом как-то странно. Либо она образец беззаветной любви к юриспруденции, либо просто подставное лицо.

А крупнейший частный дольщик «УВЗ-Логистик» (30% акций) - столичная фирма «Альт­цина». Достоверно известно, что единственный владелец компании - кипрская фирма Voliden Holdings. 

Получается, что «УВЗ-Логистик» - не совсем и государственная компания. С какой целью она приобретает непрофильный и высокоубыточный актив? Ведь, судя по консолидированному отчёту о финансовом положении за 2012 г., обязательства УК «Заречная» подошли к отметке 37 млрд руб. На что надеются собственники, которые, по заявлению руководства компании, собираются вывести её на безубыточность уже в середине 2014 г.? 

Возможно, именно на государственную часть собственности. Раз «Уралвагонзавод» - госконцерн, значит, бюджет (читай - налогоплательщики) возместит убытки. Впрочем, на этом аттракцион неслыханной щедрости не заканчивается. В предварительном договоре купли-продажи стороны согласились с тем, что кредиторская задолженность активов к моменту заключения окончательного договора не должна вырасти более чем на 10%. Иными словами, великодушные партнёры предоставили Нусенкису законную возможность подзанять ещё пару-тройку миллиардов. Возвращать их, исходя из сложившейся практики, совершенно необязательно.

Справка
На заседании Арбитражного суда Кемеровской области 4 сентября гендиректор УК «Заречная» Виталий Харитонов подтвердил, что в 2008 г. структуры Геннадия Васильева приобрели 65% акций компании и владеют ими по сей день. По заявлению Васильева, на все спорные активы, включая УК «Заречная», наложены обеспечительные меры. Несмотря на это, в августе 2013 г. между Виктором Нусенкисом и ООО «УВЗ-Логистик» был заключён предварительный договор купли-продажи 100% «УК Заречная». Совет директоров УК «Заречная», где теперь преобладают представители «Уралвагонзавода», уволил Харитонова, хотя тот находился в отпуске. На это объединённая организация Росуглепрофа в компании отреагировала открытым письмом губернатору Кемеровской области Аману Тулееву, в котором выражается обеспокоенность профсоюзов дальнейшей судьбой предприятия и его сотрудников.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах