На вопросы, вызванные ею, так и не дали внятных ответов ни стороны сделки, ни эксперты.
В глазах общества это выглядит как продажа предпринимателем Виктором Нусенкисом своих не очень успешных активов (помимо шахт Кузбасса УК располагает портовым терминалом в латвийском Вентспилсе, Юргинским машиностроительным заводом и более мелкими компаниями) государству, поскольку ООО «УВЗ-Логистик» - «дочка» государственного «Уралвагонзавода». Но стоит копнуть глубже.
Есть ли логика у логистиков?
Зачем угольный холдинг компании, предоставляющей услуги железнодорожных перевозок? Её генеральный директор Дмитрий Еремеев объяснил это общественности так: наличие в собственности крупного грузоотправителя обеспечит перевозчика стабильным заказом на уровне 10 тыс. вагонов ежегодно. То есть, чтобы что-то перевозить, надо что-то купить. В практике бизнеса такой подход, мягко говоря, неочевиден.
При этом четырьмя месяцами ранее, в мае 2013 г., эта логистическая компания заключила с «Заречной» десятилетний (!) контракт на транспортировку 100% её грузов. И тогда же в комментариях СМИ фигурировали эти самые 10 тыс. вагонов. С учётом такого контракта необходимость что-то купить становится ещё более неочевидной.
Кстати, эксперты отмечали, что собственного подвижного состава для перевозки угля с «Заречной» у компании может не хватить. Похоже, прогнозы сбываются - сегодня шахтёры жалуются на недопоставку вагонов. Из-за недостаточного финансирования на грани остановки подготовительные и очистные забои.
Ещё один нюанс: покупала «УВЗ-Логистик» далеко не прибыльные активы - наоборот, холдинг отягощён долгом почти в один млрд долларов (только по угольному сегменту). И это уж совсем не вписывается в логику бизнеса.
По словам Дмитрия Еремеева, порядка 60-70% в стоимости угля приходится на транспортную составляющую, поэтому приобретение позволит его компании серьёзно оптимизировать стоимость твёрдого топлива. Но даже не слишком погружённым в ценообразование людям известно, что транспортная составляющая в значительной степени разбухает за счёт маржи перевозчика. То есть «УВЗ-Логистик» ради повышения рентабельности продаж угля собирается снизить собственную прибыль? Однако договор с «Заречной» (тот самый, на 10 лет) заключён по ставке: тариф РЖД + 7%...
Продать или спрятать?
Теперь посмотрим на сделку с другой стороны - со стороны продавца. В последние годы холдинг активно наращивал долги. У многих угольщиков из-за мировой конъюнктуры рынка сейчас дела идут плохо, но таких проблем, как у «Заречной», у них нет. Почему?
Обратим внимание на структуру финансовых потоков, которую Нусенкис выстроил между подконтрольными ему активами. Ключевой канал продажи угля - Трейдер CCZ Trade (Лугано, Швейцария). Он заключает договоры на поставки с крупнейшими мировыми оптовыми покупателями - соответственно, получает от них деньги. Таким образом, контролировать движение денежных средств могут лица, подконтрольные лично Виктору Нусенкису, а не руководство «Заречной», владеющей трейдером на 100%.
Это трансформировало холдинг из центра прибыли (вполне заслуженного статуса для добывающего актива) в центр затрат. Улавливаете разницу? Отсюда и долги по зарплате, налогам, выплатам поставщикам, проблемы с обслуживанием банковских кредитов.
Для чего владелец выкачивал из российского бизнеса по максимуму? Понимал, что рано или поздно с ним придётся расстаться? Компания, в которой всего пять человек, оплачивала различные консалтинговые и прочие услуги - непрозрачные с точки зрения обоснования операционной деятельности угольного трейдера. Такие сомнительные платежи и привели к значительному росту расходов трейдера, который априори должен быть прибыльным.
Выводились средства и из самой «Заречной» - отгрузкой угля на Юргинский машзавод по цене ниже рыночной, навязанными закупками оборудования с этого же завода, отсутствием тендеров на закупку материалов, оплатой расходов представителей собственника…
Известно, что Нусенкис долгие годы ведёт борьбу со своим бывшим бизнес-партнёром экс-генпрокурором Украины Геннадием Васильевым, который в судах требует вернуть ему доли в различных активах, включая УК «Заречная». Возможно, Нусенкис просто уводит активы под крыло как бы государственной компании с потенциалом дальнейшего обратного выкупа? Такое право прописано в предварительном договоре между «Заречной» и «УВЗ-Логистик» (копия есть в распоряжении редакции).
Только вот продажа активов, на чьи акции наложены обеспечительные меры, обладает высоким юридическим риском, поскольку может быть оспорена - и не только в российских, но и в международных судах. Зачем госкомпания участвует в столь сомнительной сделке?
Не совсем государственная
Оставим этот вопрос без ответа, чтобы разобраться, насколько компания государственная. Действительно, «УВЗ-Логистик» учреждена государственным концерном «Уралвагонзавод». Но контролируется она уральским гигантом только наполовину. Собственники другой половины, по данным СПАРК (системы профессионального анализа рынка и компаний), представляют собой весьма пёструю картину. Среди владельцев двух из них - ООО «Химсовинвест», ООО «Транс-Капитал» - менеджеры различных «дочек» «Уралвагонзавода». К примеру, Дмитрий Еремеев, генеральный директор «УВЗ-Логистик», - акционер «Транс-Капитала». Есть и другие совладельцы - ООО «Альтцина», ООО «Химсоинвест», ООО «Транском-Урал», заместители директора «Уралвагонзавода» Вячеслав Кондрашов и Андрей Шленский….
Среди собственников и совсем случайные, на первый взгляд, люди. К примеру, почти единоличная собственница «Транском-Урала» - некая Т. Ю. Солончак. Судя по её личной страничке в Фейсбуке - молодая женщина, работающая юристом на Магнитогорском меткомбинате. Её компания сама по себе - достаточно мощная многопрофильная структура, а с учётом приобретения новых активов Солончак становится совладелицей целой бизнес-империи. При данных обстоятельствах трудиться скромным юристом как-то странно. Либо она образец беззаветной любви к юриспруденции, либо просто подставное лицо.
А крупнейший частный дольщик «УВЗ-Логистик» (30% акций) - столичная фирма «Альтцина». Достоверно известно, что единственный владелец компании - кипрская фирма Voliden Holdings.
Получается, что «УВЗ-Логистик» - не совсем и государственная компания. С какой целью она приобретает непрофильный и высокоубыточный актив? Ведь, судя по консолидированному отчёту о финансовом положении за 2012 г., обязательства УК «Заречная» подошли к отметке 37 млрд руб. На что надеются собственники, которые, по заявлению руководства компании, собираются вывести её на безубыточность уже в середине 2014 г.?
Возможно, именно на государственную часть собственности. Раз «Уралвагонзавод» - госконцерн, значит, бюджет (читай - налогоплательщики) возместит убытки. Впрочем, на этом аттракцион неслыханной щедрости не заканчивается. В предварительном договоре купли-продажи стороны согласились с тем, что кредиторская задолженность активов к моменту заключения окончательного договора не должна вырасти более чем на 10%. Иными словами, великодушные партнёры предоставили Нусенкису законную возможность подзанять ещё пару-тройку миллиардов. Возвращать их, исходя из сложившейся практики, совершенно необязательно.