Такова печальная реальность российских бизнес-будней. Уголовные дела по статье «Мошенничество в особо крупном размере» пытались «шить» руководителям филиалов и дочерних предприятий ОАО «РусГидро» - гендиректору ОАО «Карачаево-Черкесская ГГК» Григору Саратикяну и гендиректору ОАО «Зарамагские ГЭС» Виталию Тотрову.
Оба топ-менеджера вернули суммы НДС (что разрешено и Уголовным, и Налоговым кодексами нашей страны) и направили их на строительство, которым занимались, - Зеленчукской ГЭС-ГАЭС и двух Зарамагских ГЭС соответственно.
Головное предприятие - госкомпания - сразу подтвердило и то, что сэкономленные деньги пришли на счета дочерних компаний, и то, что Саратикян и Тотров абсолютно невиновны (см. «АиФ» № 42 за 2013 г.).
И лишь в сентябре этого года суд постановил признать уголовное дело Виталия Тотрова незаконным и необоснованным. Ранее, в июле 2014 года, компания получила уведомление управления Генеральной прокуратуры РФ по Северо-Кавказскому федеральному округу о прекращении аналогичного уголовного преследования в отношении Григора Саратикяна в связи с отсутствием состава преступления. Всё это время корпорация и лично её глава Евгений Дод боролись за своих менеджеров.
Сила в правде
Конечно, главное, что справедливость победила. Добрые имена топ-менеджеров восстановлены, госкомпании удалось убедить местные власти, что процессы не только основаны на ложных обвинениях, но и могут негативно сказаться на вводе объектов. Бизнес-сообществу послан сигнал о том, что клевета и несправедливость слабы в борьбе против тех, на чьей стороне правда. Инвестклимат хоть и получил ощутимую оплеуху, но в результате не пострадал.
Госкомпания не раз заявляла: спор носит принципиальный характер для действующей в России практики налогообложения и негативно сказывается на привлечении инвестиций в регион. Такие судебные преследования создают серьёзную угрозу проектам строительства гидроэнергетических объектов, ведь именно возвращаемый НДС - один из важных источников их финансирования.
Закон - что дышло?
Не впервые проблема предпринимателей и компаний любой величины и формы собственности и на Северном Кавказе, и в некоторых других «аутентичных» регионах - вольное толкование законов местными элитами. Желание вертеть законом как дышлом есть, а иногда и не скрывается. Такая вот местная специфика ведения бизнеса.
Могло ли такое большое дело, как строительство ГЭС, не привлечь внимания этих вольных толкователей законов? Возможно, и Тотров, и Саратикян могли бы рассказать многое о том, как они действуют. Да, в итоге директора победили своих обвинителей. Нюанс лишь в том, что за ними стояли госкомпания и само государство. Но как быть тем, у кого нет поддержки?