В распоряжении пищевых предприятий есть масса инструментов, которые позволяют изымать из продажи испорченные партии товаров. Но, как рассказали эксперты aif.ru, производители нередко пренебрегают рядом обязательных требований.
Еще 11 июня из столичных поликлиник начали поступать первые сообщения о гражданах, госпитализированных с подозрением на ботулизм. Тогда их насчитывалось около сотни, и все они накануне ели салаты с консервированной фасолью из популярных доставок готовой еды.
И число пострадавших продолжает расти. На сегодняшнее утро их уже свыше 149, в том числе — граждане за пределами столичного региона. На этом фоне возник вопрос, почему фасоль, которая, по предварительной информации, и стала источником инфекции, все еще продолжает попадать в тарелки россиян. Так, в организации «Общественная потребительская инициатива» уже заявили о необходимости маркировки консервированных продуктов, который позволит облегчить отслеживание цепочек поставок и оперативно пресекать изымать из продажи любые потенциально опасные изделия.
Впрочем, подобный инструментарий в руках бизнеса уже есть. Но, как рассказала кандидат технических наук, доцент кафедры пищевых технологий и биоинженерии РЭУ им. Г. В. Плеханова Елена Мясникова, производители зачастую нарушают технологический процесс и пренебрегают соблюдением обязательных санитарно-эпидемиологических требований, гарантирующих безопасность продукции.
«Одним из таких требований является входной контроль поступающего на производство сырья. Проверка сопроводительных документов, в том числе гарантирующих безопасность и качество, проверка целостности упаковки, даты выпуска, сроков годности, являются обязательными операциями на любом производстве. Имеющиеся в настоящее время программные продукты, автоматизированная информационная система „Меркурий“, которая предназначена для электронной сертификации и обеспечения прослеживаемости продукции животного происхождения, позволяют отследить всю логистику, весь путь от сырья до конечного продукта», — пояснила Мясникова.
Кроме того, уточнила она, в распоряжении предприятий находится много других инструментов, которые позволяют отслеживать перемещение продукции. «Программные продукты (1С, StoreHouse, Iiko и другие) для предприятий индустрии питания делают учет и движение продукции прозрачным от поступления до реализации, основываясь на документах первичного учета (требование на склад, накладная на перемещение продукции со склада на производство в структурные подразделения, заборный дневной лист, акт о реализации изделий для кухни и других). Кроме того, программы позволяют формировать отчеты по периодам, наименованиям сырья, срокам годности, сортам, ассортименту, времени реализации, показывают ежедневный остаток на складе и производстве, количество реализованных блюд и многие другие параметры», — рассказала собеседница.
Все это позволяет предприятиям вовремя реагировать на любые эксцессы. «При налаженном и надлежащем учете, соблюдении технологии и санитарных требований на всех этапах производственного процесса на предприятии, включая личную гигиену сотрудников, своевременное прохождение ими медосмотра, можно обеспечивать качество продукции, своевременно реагировать на возможные сбои в работе персонала и оборудования, отслеживать испорченную продукцию, оперативно снимать ее с производства и реализации, чтобы исключить массовые отравления», — уточнила эксперт.
А тем, кто уже пострадал от некачественного продукта, эксперты советуют обратиться на предприятие за компенсацией. При этом виновник случившегося может оплатить не только лечение, но и другие убытки.