Трудовые мигранты - такая же насущная потребность большого города, как, скажем, электрическая сеть или автобусные маршруты. Сегодня это 15% трудового ресурса российской столицы. Если каким-то чудом убрать их всех из Москвы, то многие отрасли моментально станут испытывать нехватку рабочей силы, а через 10 лет трудоспособное население столицы значительно сократится. Так ли это?
Крепостное право отменили
Трудовые мигранты приезжают в Москву на заработки в основном из безвизовых стран - Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Украины. «Наша стратегическая задача - грамотно регулировать миграцию, поддерживать привлекательность города на миграционном рынке, - рассказал на прошлой неделе Максим Решетников, руководитель Департамента экономической политики и развития Москвы. - Без этих ресурсов мы не сможем поддерживать уровень экономического развития, достигнутый в мегаполисе. Да, столичный рынок труда нуждается в мигрантах. И это в том числе следствие естественных демографических процессов. Уже к 2025 году численность населения столицы в трудоспособном возрасте сократится на миллион человек. И иностранная рабочая сила будет востребована».
За последний год произошёл ряд изменений в законодательстве, суть которых - уход от административных механизмов регулирования миграции к экономическим. Теперь работник не привязан к конкретному юридическому лицу (как когда-то крепостной - к барину), он сам волен выбирать себе работодателя. Да и наниматели не в обиде: стоимость патента, который приобретает мигрант (за свои деньги, заметим), является авансовым платежом по налогу на доходы физических лиц. И его можно учесть в числе тех налогов, которые работодатели платят в бюджет. А кто же откажется от лишнего налогового вычета в собственную пользу? Чтобы защитить городской рынок труда и выравнять условия работы мигрантов и москвичей, стоимость патента установлена на экономически обоснованном уровне, учитывающем уровень зарплат в городе.
Количество - в качество
Ответственность за легальность пребывания в стране переложена на плечи самих мигрантов, а у работодателей сняты ограничения по их приёму на работу. Наряду с этим повысилось качество прибывающих иностранных граждан за счёт дополнительных требований к их здоровью и знаниям русского языка и культуры.
Уже почти год, как начал работу многофункциональный миграционный центр (ММЦ) в Новой Москве, принявший на себя всю нагрузку по обработке заявок на получение патентов (раньше этой работой занималась ФМС), в ближайшее время он будет «переваривать» 7,5 тыс. обращений в смену. «При приёме на работу человеку присваивается идентификационный номер, который позволяет нам провести привязку к тому или иному налогоплательщику, находящемуся на территории нашего города, и своевременно взимать налоговые платежи, - пояснила Марина Третьякова, руководитель УФНС России по г. Москве. - Результат этой работы - поступление в бюджет Москвы в текущем году 9,4 млрд рублей платежей, и у нас при этом нет невыясненных платежей».
Проблем не осталось совсем?
«В федеральном законе № 109 говорится, что на учёт иностранного гражданина должна ставить принимающая сторона. Это может быть либо работодатель, либо хозяин жилья. Но крайне редко бывает, чтобы, например, бабушка - хозяйка квартиры - ходила в ФМС с уведомлением о прибытии иностранца, - посетовал Ренат Каримов, глава профсоюза трудящихся-мигрантов. - Ещё одной проблемой является письменное заключение трудовых договоров. Иногда их отказываются заключать не только представители малого, но и среднего бизнеса. А заключение договора - возможность работника обратиться за помощью в судебные органы в случае невыплаты зарплаты».
Подачки не нужны!
«А нас очень волнуют инфекции, которые прибывают в наш город вместе с миграционными потоками. В прошлом году, когда в ММЦ началось медицинское освидетельствование иностранных граждан на опасные инфекции (туберкулёз, ВИЧ, сифилис и лепра), было проверено около 300 тыс. человек, - подтверждает Татьяна Иванова, начальник отдела надзора за особо опасными инфекциями управления Роспотребнадзора по Москве. - За 10 месяцев нынешнего года - уже в два раза больше. При выявлении опасной болезни мы оформляем решение о нежелательности пребывания иностранных граждан на территории нашей страны. Проблема заключается в том, что больных мигрантов мы стараемся разыскать, но найти удаётся не всех. И мы не можем ни человека выдворить из страны, ни провести противоэпидемические мероприятия в очаге заболевания. А ведь больной, скажем, туберкулёзом представляет серьёзную опасность для горожан. Где он? Покинул ли город? Или перешёл на нелегальное положение?»
«В этом вопросе необходимо навести порядок, - уверена Гавхар Джураева, руководитель информационно-правового центра «Миграция и закон». - Мы давно предлагаем ввести практику двойного медицинского осмотра: сначала мигрант проходит его у себя на родине, а затем в России. Таким образом будет исключена возможность въезда больных. На сегодняшний день правительство Москвы решило главную проблему - легализовало мигранта. Заработал ММЦ, и отпала уйма подозрительных посредников. Там планируется открытие биржи труда, что и дальше будет способствовать нормальному взаимодействию работодателя и приезжего. Надеюсь, будут найдены и оптимальные возможности постановки мигрантов на учёт, разработают механизм, отсекающий работодателям любую возможность невыплаты зарплаты людям.
И тогда не нужно будет рассчитывать на чью-то помощь - подобно той, что планирует оказать Турции Европа, выделяя деньги на обустройство беженцев. Во-первых, у нас не так много беженцев. А во-вторых, человеку нужно не подачки давать, а предоставить возможность заработать самому. Если беженец или мигрант легально трудится, если он не боится ни полиции, ни ФМС, он сам встанет на ноги и станет уважать и себя, и страну, которая дала ему эту возможность».