В эти дни на ВДНХ в Москве проходит неделя профориентации, которая началась с торжественного вручения Национальной премии «Россия — мои горизонты». О том, как страна помогает молодежи найти себя, aif.ru рассказал Иван Есин, руководитель Фонда гуманитарных проектов и проекта «Билет в будущее».
О пользе мечтать
Сергей Осипов, aif.ru: Как вы, юрист по образованию, стали руководителем проекта в области профессиональной ориентации?
Иван Есин: Если бы в 2002 году, когда я выпускался из школы, в стране существовала нынешняя система профориентации, я бы, скорее всего, сразу пошёл в какую-то область, связанную с педагогикой. А так пришлось сделать крюк. Тогда и мне, и родителям казалось, что юриспруденция — это престижно и перспективно. Беда в том, что так думали слишком многие. В итоге в стране оказалось перепроизводство юристов, одним из которых был я.
В конце концов я всё-таки вернулся к детской мечте. Сейчас фонд, который я имею честь возглавлять, занимается просветительскими проектами. На моём примере ясно видно, что грамотная профессиональная ориентация крайне важна для школьников 6–11-х классов.
Кадры решают всё
— Как в России на государственном уровне пришло понимание того, что кадры — это будущее страны?
— В начале 2000-х годов у государства было много других проблем. Страна только вышла из пике 1990-х, ещё стояла проблема единства. Сегодня мы в совершенно другой ситуации, когда стало ясно: кадры — это ключевой вопрос ближайших десятилетий. Хотя бы в силу демографической ситуации. И эти кадры надо готовить со школьной скамьи.
Сейчас профориентация в школе начинается с 6-го класса и идёт до самого выпуска. Начинать раньше вряд ли имеет большой смысл. Как раз к возрасту 12–14 лет ребёнок с точки зрения своего когнитивного развития готов подойти к точке принятия решения о своей будущей профессии.
В этот момент и его, и родителей, важно снабдить информацией о том, какие профессии существуют на рынке труда, какие будут востребованы с учётом развития экономики. Заодно — как эти профессии освоить.
Сейчас для решения этого круга задач действует федеральный проект «Билет в будущее». С сентября прошлого года на его базе была запущена единая модель профессиональной ориентации для школьников. При помощи нашей цифровой платформы, на которой зарегистрированы более 5 млн ребят, она реализуется во всех школах России, а также на Байконуре в Казахстане. В принципе, это системный агрегатор, который даёт каждому ребёнку возможность пройти психологическое тестирование. Это необходимо для того, чтобы выбрать сферу деятельности, в которой он с наибольшей вероятностью сможет себя реализовать. Мы насчитали 9 больших сред: аграрный сектор, инженерия, IT, транспорт, безопасность, креатив и т. д. Иногда дети полностью вписываются в одну из них. Но часто бывает так, что интересы детей находятся на стыке разных сред: технологии и естественные науки, гуманитарная сфера и безопасность... Человек, как известно, многогранен.
Поход на завод
— А если что-то пойдёт не так и психологические тесты ошибутся?
— На этот случай в каждом субъекте Федерации существуют площадки профессиональных проб, куда ребёнок вместе со своим учителем может записаться для того, чтобы попробовать профессию, что называется, руками.
Так можно попасть на настоящий завод, познакомиться с профессиями инженера, токаря, сварщика. Или сходить на ознакомительную экскурсию по киностудии, увидеть, как работают режиссёры, операторы, осветители. Список организаций, которым нужны рабочие руки разных специальностей, практически бесконечен. При нашей-то практически нулевой безработице!
Короче говоря, я твёрдо уверен в том, что понять, нужна тебе та или иная профессия, можно лишь после того, как ты её попробуешь.
Особенно это важно для медицинских специальностей. Ребёнок в семье врачей, как правило, тоже мечтает стать врачом. Но иногда одного визита в больницу бывает достаточно, чтобы понять: нет, это не моё. Что ж, отрицательный результат — это тоже результат. Одним плохим врачом на свете меньше!
— Когда школу заканчивал я, многие родители стремились дать ребёнку высшее образование, даже если чадо откровенно не тянуло в вуз. А как сейчас?
— Сейчас всё по-другому. В средние специальные учебные заведения с ходу идут 65% выпускников школ. Оно и понятно: с рабочими профессиями можно быстрее выйти на рынок труда и начать зарабатывать приличные деньги. Согласитесь, тоже вещь немаловажная.
Как учат учителей?
— Существует ли в профориентации какая-то региональная специфика?
— Конечно. Допустим, Урал с его мощной промышленностью — это рабочие специальности: токари, сварщики, фрезеровщики. Северный Кавказ — сфера гостеприимства. Там особенно востребованы повара, кондитеры, отельеры. В одних регионах в приоритете специалисты атомной сферы, в других — профессионалы в лёгкой или лесной промышленности.
— Как нынешняя система профориентации работает на практике?
— В 2021 году в России после тридцатилетнего перерыва в профессиональную ориентацию вернули школьных учителей. Сейчас во всех школах страны в рамках курса «Россия — мои горизонты» работают более 70 тыс. педагогов-навигаторов. Так называются представители этой новой профессии. Как правило, это по совместительству классные руководители и другие учителя-предметники, которые прошли соответствующее очное или онлайн-обучение. Учителей учат серьёзно, по 72-часовой программе.
Каждую неделю, как правило, по четвергам, они со своими подопечными не менее часа уделяют внимание проблемам профориентации.
Когда дело доходит до поездки на предприятия, подключается бизнес, который эти посещения организует. Дальновидные руководители понимают, что в стране идёт борьба за кадры. Кто сегодня лучше прорекламирует школьникам преимущества своего предприятия — зарплату, перспективы карьерного роста, социальный пакет, — тот и победит.