Примерное время чтения: 8 минут
267

Кем быть? Какие специальности актуальны сейчас, какие будут завтра

Фото: Игорь Харинотов / АиФ

В эти дни на ВДНХ в Москве проходит неделя профориентации, которая началась с торжественного вручения Национальной премии «Россия — мои горизонты». О том, как страна помогает молодежи найти себя, aif.ru рассказал Иван Есин, руководитель Фонда гуманитарных проектов и проекта «Билет в будущее».

О пользе мечтать

Сергей Осипов, aif.ru: Как вы, юрист по образованию, стали руководителем проекта в области профессиональной ориентации?

Иван Есин: Если бы в 2002 году, когда я выпускался из школы, в стране существовала нынешняя система профориентации, я бы, скорее всего, сразу пошёл в какую-то область, связанную с педагогикой. А так пришлось сделать крюк. Тогда и мне, и родителям казалось, что юриспруденция — это престижно и перспективно. Беда в том, что так думали слишком многие. В итоге в стране оказалось перепроизводство юристов, одним из которых был я.

В конце концов я всё-таки вернулся к детской мечте. Сейчас фонд, который я имею честь возглавлять, занимается просветительскими проектами. На моём примере ясно видно, что грамотная профессиональная ориентация крайне важна для школьников 6–11-х классов.

Фото: АиФ/ Игорь Харинотов

Кадры решают всё

— Как в России на государственном уровне пришло понимание того, что кадры — это будущее страны?

— В начале 2000-х годов у государства было много других проблем. Страна только вышла из пике 1990-х, ещё стояла проблема единства. Сегодня мы в совершенно другой ситуации, когда стало ясно: кадры — это ключевой вопрос ближайших десятилетий. Хотя бы в силу демографической ситуации. И эти кадры надо готовить со школьной скамьи.

Сейчас профориентация в школе начинается с 6-го класса и идёт до самого выпуска. Начинать раньше вряд ли имеет большой смысл. Как раз к возрасту 12–14 лет ребёнок с точки зрения своего когнитивного развития готов подойти к точке принятия решения о своей будущей профессии.

В этот момент и его, и родителей, важно снабдить информацией о том, какие профессии существуют на рынке труда, какие будут востребованы с учётом развития экономики. Заодно — как эти профессии освоить.

Сейчас для решения этого круга задач действует федеральный проект «Билет в будущее». С сентября прошлого года на его базе была запущена единая модель профессиональной ориентации для школьников. При помощи нашей цифровой платформы, на которой зарегистрированы более 5 млн ребят, она реализуется во всех школах России, а также на Байконуре в Казахстане. В принципе, это системный агрегатор, который даёт каждому ребёнку возможность пройти психологическое тестирование. Это необходимо для того, чтобы выбрать сферу деятельности, в которой он с наибольшей вероятностью сможет себя реализовать. Мы насчитали 9 больших сред: аграрный сектор, инженерия, IT, транспорт, безопасность, креатив и т. д. Иногда дети полностью вписываются в одну из них. Но часто бывает так, что интересы детей находятся на стыке разных сред: технологии и естественные науки, гуманитарная сфера и безопасность... Человек, как известно, многогранен.

Фото: АиФ/ Игорь Харинотов

Поход на завод

— А если что-то пойдёт не так и психологические тесты ошибутся?

— На этот случай в каждом субъекте Федерации существуют площадки профессиональных проб, куда ребёнок вместе со своим учителем может записаться для того, чтобы попробовать профессию, что называется, руками.

Так можно попасть на настоящий завод, познакомиться с профессиями инженера, токаря, сварщика. Или сходить на ознакомительную экскурсию по киностудии, увидеть, как работают режиссёры, операторы, осветители. Список организаций, которым нужны рабочие руки разных специальностей, практически бесконечен. При нашей-то практически нулевой безработице!

Короче говоря, я твёрдо уверен в том, что понять, нужна тебе та или иная профессия, можно лишь после того, как ты её попробуешь.

Особенно это важно для медицинских специальностей. Ребёнок в семье врачей, как правило, тоже мечтает стать врачом. Но иногда одного визита в больницу бывает достаточно, чтобы понять: нет, это не моё. Что ж, отрицательный результат — это тоже результат. Одним плохим врачом на свете меньше!

— Когда школу заканчивал я, многие родители стремились дать ребёнку высшее образование, даже если чадо откровенно не тянуло в вуз. А как сейчас?

— Сейчас всё по-другому. В средние специальные учебные заведения с ходу идут 65% выпускников школ. Оно и понятно: с рабочими профессиями можно быстрее выйти на рынок труда и начать зарабатывать приличные деньги. Согласитесь, тоже вещь немаловажная.

Фото: АиФ/ Игорь Харинотов

Как учат учителей?

— Существует ли в профориентации какая-то региональная специфика?

— Конечно. Допустим, Урал с его мощной промышленностью — это рабочие специальности: токари, сварщики, фрезеровщики. Северный Кавказ — сфера гостеприимства. Там особенно востребованы повара, кондитеры, отельеры. В одних регионах в приоритете специалисты атомной сферы, в других — профессионалы в лёгкой или лесной промышленности.

— Как нынешняя система профориентации работает на практике?

— В 2021 году в России после тридцатилетнего перерыва в профессиональную ориентацию вернули школьных учителей. Сейчас во всех школах страны в рамках курса «Россия — мои горизонты» работают более 70 тыс. педагогов-навигаторов. Так называются представители этой новой профессии. Как правило, это по совместительству классные руководители и другие учителя-предметники, которые прошли соответствующее очное или онлайн-обучение. Учителей учат серьёзно, по 72-часовой программе.

Каждую неделю, как правило, по четвергам, они со своими подопечными не менее часа уделяют внимание проблемам профориентации.

Фото: АиФ/ Игорь Харинотов

Когда дело доходит до поездки на предприятия, подключается бизнес, который эти посещения организует. Дальновидные руководители понимают, что в стране идёт борьба за кадры. Кто сегодня лучше прорекламирует школьникам преимущества своего предприятия — зарплату, перспективы карьерного роста, социальный пакет, — тот и победит.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах