Министерство регионального развития совместно со специалистами Российского союза инженеров, МГУ им. М. В. Ломоносова, Роспотребнадзора и Госстроя подготовило рейтинг привлекательности городов РФ. В рамках исследования оценивались 164 российских города по основным факторам: городская экономика, социальная и транспортная инфраструктура, благосостояние граждан, доступность жилья, экологическая обстановка.
Рейтинги не всегда объективны
«Методика, применяемая при оценке привлекательности городов, учитывает множество параметров. При этом параметры подобраны таким образом, чтобы максимально охватить различные сферы жизни граждан, – рассказала АиФ.ru Александра Мальцева, эксперт «Инжиниринговой компании „2К“». – Анализ финансовой, социальной и инфраструктурной сред позволяет с большой долей объективности определить привлекательность того или иного города для россиян».
Однако, оценивая обнародованные результаты, нельзя забывать о том, что любой рейтинг носит условный характер, подчёркивает эксперт. По её словам, не существует методики, которая могла бы объективно отражать ранжирование, и здесь не важно, что это за рейтинг – городов, брендов или политиков. «Множество параметров даёт усреднённый показатель, который может служить примерным ориентиром», – считает Мальцева.
Первую строчку рейтинга привлекательности российских городов заняла Москва, у которой, впрочем, «хромает» пункт о доступности жилья. Следом за Белокаменной находится Санкт-Петербург, замыкает тройку лидеров Новосибирск. В топ-10 вошли Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Казань, Краснодар, Воронеж, Красноярск и Уфа.
Аналитики выделили Томск, Омск, Сургут, Тюмень, Иркутск и Саратов, которые, по их оценкам, являются «особенно привлекательными» населёнными пунктами. Также не остались без внимания активно застраивающиеся города Московской области – Химки, Подольск, Балашиха и Мытищи. В свою очередь, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Екатеринбург и Воронеж получили статус «Центр инновационного развития». Самая благоприятная инвестиционная политика, по мнению исследователей, в Казани.
Эксперты подчёркивают, что в большинстве российских городов уровень экономического и промышленного развития значительно отличается от условий жизни, что наглядно демонстрируют крупные населённые пункты Урала и Сибири. «При высоких показателях дохода на душу населения данные города характеризуются суровыми природно-климатическими условиями и низкой степенью развитости транспортной инфраструктуры», – отмечается в исследовании Минрегиона. По мнению главы ведомства Игоря Слюняева, составлять такие рейтинги нужно на регулярной основе.
«Нужно проводить оценку качества городской среды проживания на постоянной основе в целях обеспечения внутренней стабильности и создания необходимых условий для социального и экономического роста российских городов», – заявил министр.
Смотрите также: Самые бедные города России →
«Нерезиновая» Москва
Ранее похожее исследование проводил Сбербанк, выяснивший, что конкурентоспособность российских регионов больше не зависит от их географического положения или запасов природных ресурсов. Важнейшими факторами привлекательности отечественных городов эксперты банка назвали активность региональной власти, демографический состав и качество инфраструктуры.
Что касается причин непривлекательности многих российских регионов, здесь основным негативным фактором является отток молодого населения в крупные города, особенно в Москву и Санкт-Петербург. Обусловлено это тем, что вчерашние выпускники не видят перспектив для карьерного и финансового роста в родном городе. «Миграция» населения из провинции в столицу обусловлена и тем, что в ряде регионов отсутствует обратная связь местного правительства и населения и процветает высокий уровень коррупции.
Впрочем, несмотря на лидерство в рейтинге привлекательности российских городов, Москва может потерять первое место – в столице слишком много людей, а транспортная инфраструктура оставляет желать лучшего. «Это подтвердит любой житель мегаполиса, который с утра едет на работу в центр с окраины. Тем временем транспортный коллапс в столице вошёл в норму: город стоит из-за любых серьёзных погодных условий, а мер, способных решить этот вопрос, практически не предпринимается. То же самое касается и общественного транспорта, который переполнен в любое время суток. Невозможность для большинства людей свободно передвигаться по городу сильно усложняет жизнь в столице», – заявила в беседе с корреспондентом АиФ.ru независимый автоэксперт Екатерина Шевалье.
В свою очередь Александра Мальцева подчёркивает, что большие возможности привлекают огромное количество людей, однако, по словам эксперта, «в той же Москве имеется целый ряд проблем, связанных с экологией, транспортом, криминогенной обстановкой, социальным обеспечением иногородних и уровнем доступных широкому кругу жителей медицинских услуг». Часть людей, заработав деньги в мегаполисах, возвращается домой, где у них появляется возможность открыть собственный бизнес. «Создание условий для развития малого бизнеса ускорило бы процесс равномерного распределения населения и материальных благ на территории страны», – рассуждает Мальцева.
Читайте также: РФ ухудшила позиции в рейтинге туристической привлекательности – Медведев >>