Георгий Бовт, политолог:
Теперь в той или иной форме государство назначит своих управленцев. Уже опубликована первая сотня из кадрового резерва президента.
Чем не угодили
Кризис сегодня поставил задачу не смены власти, а смены крупных собственников. Российский бизнес за годы благоденствия доказал свою неэффективность: набрал займов почти столько, сколько страна накопила резервов, — свыше 500 млрд. долл. Российский крупный бизнес существует на экспорте сырья и полуфабрикатов. Кризис на Западе убил эти заказы, а значит, и обесценил наши компании. Заложенные ими акции упали в цене. И когда последовали требования вносить наличные, бизнес побежал за помощью к государству. И вот О. Дерипаска получил 4,5 млрд. долл. кредита от Внешэкономбанка (ВЭБ) и из фонда национального благосостояния. Из того же фонда 1,8 млрд. долл. было выделено на погашение долгов «Евраза», крупнейшим акционером которого является Р. Абрамович. «Мечел» И. Зюзина также получил 1,5 млрд. долл.
Недавно помощник Президента РФ А. Дворкович заявил: «Баста! Денег больше не дадим!»
Сегодня государство уже достаточно накопило заложенных акций, чтобы передать собственность олигархов в другие руки. Но где взять эти «руки»? Можно позволить иностранцам скупить российские компании, в том числе стратегические. Например, «Норникель» объявил о планах создания совместного предприятия с китайцами. Но отдать иностранцам стратегические ресурсы никто не решится. В Штатах такой ресурс — доллар, американцы не позволят купить фабрику по его печати иностранцам. В России — сырьё, нефть, газ, металлы. Значит, если свой бизнес неспособен грамотно распоряжаться его добычей и переработкой, этим в той или иной форме должно заняться государство.
Как делать не надо...
Главное — не повторить сценарий 90-х годов, когда контроль над стратегическими ресурсами получили отдельные частные лица.
В 93-м году указом президента в нашей стране была легализована форма финансово-промышленных групп (ФПГ). Это было начало эры олигархов. Сформировали олигархию залоговые аукционы 1995 и 1997 годов, идеологом которых был господин В. Потанин, занимавший тогда пост первого вице-премьера. Схема была проста, как палка. Правительство взяло кредиты под залог госпакетов акций предприятий. В 1997 г. государство, как и ожидалось, кредиты не вернуло, поэтому кредиторы выкупили предприятия фактически сами у себя. И прежде всего — бумаги сырьевых компаний. К 1996 г. весь нефтяной комплекс России был поделён на 14 вертикально интегрированных нефтяных компаний. Поделены рынки сбыта. К чему это привело? Теперь нефтяная монополия не позволяет снижать цены на бензин пропорционально падению мировых нефтяных цен.
…а как надо?
В наши дни, возможно, будет использоваться схема поглощения компаний госструктурами. Так, похоже, что «Русснефть», под покупку которой структура О. Дерипаски занимала в Сбербанке около 3 млрд. долл. и 100% акций которой находятся в Сбербанке в залоге, может перейти к «Газпромнефти» — за символическую плату и со всеми долгами. Возможно, будет применена и схема так называемой «народной приватизации». Чтобы застраховаться от падений курса акций, придётся решать проблему привлечения инвестиций через пенсионные фонды, продумать систему страхования инвестиций.
Но главное — как будет решаться другая, более важная задача, без решения которой нельзя говорить о создании здоровой экономики, — развитие малого и среднего бизнеса? Ведь именно он создаёт 60-80% рабочих мест и ВВП в развитых странах. И именно «малыши» и «середнячки» оказываются в смутные времена устойчивее, чем гиганты типа «АвтоВАЗа». Если государство прекращает субсидировать олигархов-банкротов, то было бы логично направить высвободившиеся средства эффективным малым и средним собственникам и дать им больше свободы.