Получить прибыль можно, «сидя» в модных социальных сетях или ведя дневник. А можно и трудоустроиться, выкладывая видео со своего мобильного в Сеть.
«Дорогой дневник! Т. е. беру дорого…»
Электронный блог 27-летняя москвичка Евгения Р. ведёт два года. У нее более тысячи постоянных читателей, среди которых — несколько политиков, журналисты, модные фотографы, певица и три преподавателя университета. Словом, публика солидная — несмотря на то что девушка описывает исключительно свою бытовую жизнь.
— На своём блоге я зарабатывала несколько раз, — делится опытом Евгения. — Год назад на меня вышла одна компания и предложила 400 долларов за то, что я посоветую в своём дневнике всем друзьям посетить один магазин. Я съездила в него сама, убедилась, что место стоящее, взяла деньги и написала.
Так называемая контекстная скрытая реклама в блогах-тысячниках стала популярной в России всего пару лет назад — до этого люди вели свои дневники бескорыстно. Первыми и самыми «громкими» ласточками стали кампании продуктового интернет-магазина «Утконос» и фильма Т. Бекмамбетова «Особо опасен».
— Выглядит реклама в блоге как обычная рекомендация или замечание о том или ином бренде, товаре или услуге, — рассказывает Анна Орлова, заместитель руководителя агентства вирусного маркетинга. — Но потом, если блоггеры выбраны правильно, срабатывает эффект «сарафанного радио», и волна упоминаний распространяется по Интернету.
В Сети есть десятки вакансий для блоггеров: некоторые компании, занимающиеся вирусным маркетингом (так называют этот вид рекламы), набирают «литературных негров» онлайн. Общение предполагается полностью виртуальное: вы пишете в блоге то, что вам «диктуют», компания (только если довольна!) переводит гонорар в виде web-money (электронных денег). Обещанная оплата — от 10 до 50 руб. за одно сообщение, порядка 10 руб. за каждый комментарий «в тему».
— Вероятность заработать таким образом — «50 на 50», остерегайтесь мошенников, — предупреждает Анна Орлова. — Зачастую они проводят грубые кампании в лоб, реклама превращается в антирекламу, и блоггерам ничего не платят. А ваше имя оказывается опороченным «джинсой».
— Другой вариант развития событий: если блог станет популярным, к вам вполне могут обратиться с предложением писать статьи в известные СМИ или даже книги, — считает Анна Артамонова, вице-президент, директор по маркетингу и PR компании Mail.Ru. Таких прецедентов — масса. Самый известный: англичанка Лорен Люк, одинокая мама, в свободное от работы время выкладывала в сеть YouTube видео, на котором показывала, как правильно наносить макияж. В качестве моделей Люк использовала девушек, похожих на Бритни Спирс и Кайли Миноуг, из-за чего любительскую съёмку смотрели миллионы пользователей. Спустя полгода её пригласили вести колонку в газете Guardian. А параллельно — в косметическую компанию: заниматься разработкой своей собственной линии косметики.
Натуральный обмен
— Главная функция социальных сетей — общение без посредничества, — говорит Нельсон Матосс, вице-президент компании Google. — Если вы предлагаете какую-то услугу или товар (делаете что-то своими руками), вы не останетесь голодным в век информационных технологий.
С приходом Интернета больше всего выиграли… фотографы. Например, Кевин Мередит, известный под ником Lomokev на сайте Flickr, где можно вывесить собственные фотографии для продажи, более четверти своего дохода получает от виртуальных заказов. По такому же принципу работают российские и западные интернет-и (например, lori.ru, submit.shutterstock.com, fotolia.com).
— От вас требуются качественные снимки и письменное разрешение модели (если в кадре есть люди крупным планом), — объясняет Никита С., работающий с подобными службами. — С каждой покупки моего фото на сайте я получаю доллар.
На втором месте — парикмахеры, маникюрши, массажистки. Ежедневно в профильных сообществах «Живого Журнала» (massage_ru, ru_kosmetichka и т. д.) выкладываются десятки объявлений.
— Слагаемые успеха: цена ниже салонной и действительно хороший сервис (ведь клиенты будут обсуждать тебя в своих дневниках!), — говорит Гайяне Р., медсестра, подрабатывающая массажисткой. — За год я нашла более 40 клиентов через Интернет.
Англичанин Пол Гриффитс сделал 20 футболок с забавным рисунком и продал их через сайт MySpace.com. Сейчас его футболки носят более 80 тысяч пользователей, а у Пола есть десяток тысяч долларов в кармане. Русскоязычные пользователи продавать вещи собственного изготовления — от вязаных носков до эксклюзивных украшений — могут в сообществе «Живого Журнала» ru_sell_things.
В Сети есть миллион объявлений «Cверхбыстрое обогащение по Интернету!». Тех, кто зарабатывает на виртуальном пространстве профессионально, называют «манимейкерами» и «киберсквоттерами». Они делают деньги из воздуха — регистрируют на себя виртуальные счета фирм, а также домены с названиями, созвучными известным брендам, а потом продают их по завышенной цене.
— Такой бизнес — на грани законности, он высокорискованный и без какого бы то ни было стабильного заработка или хотя бы относительных гарантий, — говорит Анна Артамонова.
Словом, золотое правило желающего получить прибыль из Сети: не вкладывать в дело ни одной копейки и «работать» лишь в своё удовольствие. Тогда вы точно ничего не потеряете, а возможно, и приобретёте.