За несколько лет рунет настолько заполонили интернет-магазины самых различных масштабов, что это не могло не отразиться на повышении цен на IT-услуги по разработке сайтов. Многим предпринимателям стало не по карману оплачивать разработку собственного проекта во Всемирной сети. Тогда им на помощь пришли социальные сети — начинающие и продолжающие бизнесмены смекнули, что продажи можно совершать и там, причём с гораздо меньшими затратами и вложениями. А совсем недавно администрация соцсети «ВКонтакте» сообщила о нововведении — запускается раздел «Товары». Он позволит не просто наполнять публичные страницы контентом с картинками товаров, а создавать полноценные товарные каталоги. Пока новый раздел работает в тестовом режиме.
Рукоделие с доходом
Евгения — дизайнер игрушек ручной работы из города Красноярска. Уже несколько лет она ведёт группу ВКонтакте, где ежедневно принимает заказы на пошив игрушек в стиле «тильда» от клиенток со всей России.
«Я никогда особенно сильно не любила шить, — рассказывает девушка. — Но однажды в магазине подарков я увидела необычных куколок. Узнала, что они называются "тильды", вдохновилась и решила подарить маме на 8 марта именно такую игрушку, только не купленную в магазине, а сделанную своими руками. За несколько дней, подобрав нужные выкройки и ткани, я сшила милого жирафа, презентовала его маме и поняла, что хочу продолжать шить игрушки и дальше».
Женя стала проводить за шитьём Тильд почти всё своё свободное время. Большую часть игрушек она дарила на праздники друзьям и близким.
Когда несколько лет назад Евгения создала группу ВКонтакте, коммерческие цели девушка не преследовала. Ей просто хотелось сделать хронику собственных работ. Женя придумала название для своего сообщества «ЗАЗЕРКАЛЬЕ. Там, где игрушки оживают...», создала альбомы со своими работами, пригласила в группу друзей и знакомых.
«Свой первый заказ я получила от знакомой. Сшила для неё свадебную пару зайцев в стиле "тильда", и она оплатила мою работу. После этого я поняла, что могу превратить своё хобби в бизнес», — рассказывает Женя.
Тогда Женя полностью пересмотрела концепцию . Девушка добавила описание сообщества, рассказав подписчикам о том, кто она такая, каких кукол шьёт и как их можно заказать. Фото готовых работ она стала публиковать с указанием стоимости куклы. Теперь у неё появилась ежедневная задача — добавлять участников группы, следить за контентом сообщества, чтобы пользователям было интересно в нём, а со временем и отвечать на вопросы заказчиц, согласовывая с ними образ куклы и её цветовую гамму.
«Мои клиентки — это девушки и женщины от 20 до 35 лет со всей России. Они покупают кукол в стиле "тильда" в подарок своим друзьям и близким, а также просто для себя. Очень часто я шью свадебные пары, которые становятся талисманами молодых семей. Заказы отправляю по почте. Несколько раз заказчицы жаловались, что посылки долго идут, но в основном все остаются довольными, а некоторые даже становятся постоянными клиентками», — делится Женя.
Сегодня до 80% заказов на пошив кукол Женя получает из социальных сетей «ВКонтакте» и Instagram, где она также завела аккаунт. Самым главным в ведении бизнеса в социальных сетях Евгения считает качественное и красивое изображение товара на фото, его недлинное «цепляющее» описание и чётко обозначенные условия покупки. Ну и, конечно же, бережное отношение к клиенткам.
Сумки из «Одноклассников»
Светлане 35 лет. Она живёт в Тихорецке, небольшом городке в Краснодарском крае, насчитывающем не более 80 тысяч жителей. Света признаётся, что её чисто женской мечтой было иметь много-много сумок. Поэтому, когда она задумалась о собственном бизнесе, нишу выбирала недолго — решила попробовать продавать аксессуары.
На провинциальном рынке торговля бывает разной. Иной раз Светлана может похвастаться ежедневными продажами, а порой по несколько недель не бывает прибыли.
«Создание странички своего бизнеса в "Одноклассниках" стало бесплатной рекламой для моих сумок. Я зарегистрировала профиль, который назвала "СУМКИ город Тихорецк". Сфотографировала свой товар таким, каким его увидит покупатель в магазине. Стала рассылать приглашения в друзья своей целевой аудитории — женщинам от 18 лет, которые живут в нашем городе. Вопросы от потенциальных покупательниц посыпались почти сразу. Люди привычно интересуются ценой, спрашивают, кто производитель, просят обозначить параметры сумки, чтобы сориентироваться, какой у неё будет размер. Некоторые не стесняются торговаться. Однажды женщина так и спросила — если я приду за сумкой на рынок, уступите мне на неё 250 рублей? Будет скидка или нет, зависит от закупочной цены товара. Но своих покупателей я, конечно, не обижаю ценой. Город у нас маленький, дурная слава о моей скупости как продавца разнесётся быстро, зачем же мне терять клиентов? Несмотря на то, что в статусе на странице я пишу, что доставка покупки бесплатная, большинство женщин переспрашивают, где меня найти на рынке, приходят туда и уже на месте покупают понравившуюся сумку. Им важно подержать её в руках, рассмотреть вживую», — рассказывает Светлана.
О полноценном интернет-магазине молодая предпринимательница пока не задумывается. Говорит, что не настолько масштабно её собственное дело, чтобы создавать для него отдельный сайт.
Товарные каталоги вместо фотоальбомов
В последнее время электронная коммерция развивается настолько стремительно, что создание товарной витрины в сообществах стало вполне ожидаемой необходимостью. Социальная сеть Вконтакте предоставила предпринимателям, которые продают в ее пространстве, новый раздел «Товары». Его использование превратит публичные страницы и группы в полноценные каталоги, где товарное предложение можно будет рассмотреть, прочесть его описание и характеристики, а также ознакомиться с ценой.
«В настройках сообщества администратор сможет включить новый раздел "Товары", добавить описание магазина, указать регионы доставки и контактное лицо. После этого для руководителей сообщества станет доступно создание карточек товаров и объединение их в подборки. Блок с товарами разместится на главной странице сообщества, а у его посетителей появится возможность просматривать подборки и карточки товаров, комментировать и делиться ими, ставить отметки "Мне нравится", а также связываться с продавцом для уточнения деталей и совершения покупки. Это абсолютно новая платформа, при помощи которой малые и средние магазины смогут получить доступ к многомиллионной аудитории "ВКонтакте"», — считает операционный директор ВКонтакте Андрей Рогозов.
Увлечение продажами во Всемирной сети не случайно завладело умами российских предпринимателей. Люди видят в организации подобного бизнеса существенную экономию на персонале, торговом оборудовании и аренде помещения. Действительно, в Интернете за всё вышеперечисленное можно не платить. Но взамен появляются другие хлопоты — тонкости переписки с клиентами, умение в письменной форме донести до пользователей необходимую информацию, ответственность за доставку товара. Не каждый интернет-продавец с этим справляется. Те же, кто идёт до конца, получают преданных покупателей, новые заказы и отзывы благодарных клиентов. Возможно, с этого и начинается большой бизнес.