У фриланса (внештатной работы в нескольких организациях), конечно, есть свои плюсы. Нет ни вредного начальника, ни надоедливых сотрудников, не надо каждый день добираться до неудобного офиса и тратить деньги на обед вне дома. Зато, за собственным столом и в отсутсвии начальства, ой как трудно отказать в себе в еще одной чашке кофе, бутерброде и даже интересном фильме. Полная свобода исключает дисциплину, и вместо прибыли у вас копятся просроченные заказы. Молодой программист Бред Ньюберг решил для себя эту проблему еще в 2005 году. Он арендовал большое офисное помещение, организовал рабочие места для таких же, как он, фрилансеров и дал этому явлению название «coworking». В скором времени его идею начали использовать во всем мире.
Коворкинг-центры — что это такое?
Это офисы, полностью оборудованные необходимой техникой и приспособленные для работы в «неформальной обстановке». Помимо удобных рабочих зон в них есть кухня, комната отдыха, в некоторых центрах — даже места для работы на свежем воздухе. Работать в коворкинг режиме стоит примерно $350 в месяц.
В развитых американских центрах прийти и бесплатно занять свободный диван может любой человек. Если же он делает это регулярно, то его просят оплатить рабочее место. Коворкинг-офисы удобны фрилансерам и начинающим командам, которые не могут себе позволить собственное помещение. Они также оптимальны для фирм, которым необходимо иметь своих сотрудников в разных городах — место в коворкинг-центре стоит намного дешевле, чем отдельный офис.
В странах СНГ первые «рабочие коммуналки» появились лишь в этом году. Первый центр открылся в Киеве в марте этого года, а в апреле — в Екатеринбурге. В Москве организация коворкинга протекает вяло: видимо, в столице еще недостаточно фрилансеров, готовых платить около 10 тысяч в месяц за рабочее место. Работают немногие российские коворкинг-офисы всего несколько месяцев, но плюсы и минусы уже налицо.
Что хорошо?
Ну, во-первых, покупая свое рабочее место, вы имеете к нему доступ круглосуточно. То есть за вами остается свободный выбор своего расписания. Сложности возникают при работе в команде — бывает трудно совместить графики.
В коворкинг-офисах происходит открытый обмен информацией, мнениями и идеями. В результате люди объединяются в группы и начинают совместные проекты.
Окружающая обстановка позволяет чувствовать себя как дома, но в тоже время расслабиться не дает ощущение, что это твое рабочее место.
Для удобства работы в центрах нанимают общих юристов, маркетологов, менеджеров и бухгалтеров.
Чем больше становится успешных фрилансеров, тем необходимее коворкинг-центры. В России этот проект популярен среди молодых людей в возрасте от 20 до 30 лет, некоторые из них работают даже семьями. В основном это, конечно, студенты, выпускники и начинающие бизнесмены.
Однако, когда проект коворкинга был только в планах, нашлись у него и противники. Аргументы «против» были примерно такими:
1) Конфликты в коллективе. И они действительно есть. Правда, существует практика фильтрации «входящих», чтобы поддерживать дружескую обстановку, потому что даже один человек может все испортить.
2) Ожидание воровства и «крысятничества» — не подтвердились.
3) Грязь и мусор — отсутствуют. Эта проблема решаема переобуванием у входа и мусорными пакетами у каждого рабочего стола.
4) Проблема с телефонными разговорами — действительно существует. Если очень нужно поговорить без свидетелей, то приходится куда-нибудь выходить.
5) В офисах имеется все необходимое, чтобы приглашать клиентов, но иногда те отказываются от переговоров в таких условиях. Возможно, им не нравится «формат» подобных заведений.