Программа модернизации «Почты России», пожалуй, начинает обретать чёткие очертания — Минкомсвязь РФ вместе с Федеральной таможенной службой и «Почтой» разрабатывают план по переходу всех отделений ФГУПа на круглосуточный режим работы, сообщил замминистра связи Михаил Евраев.
Рабочая группа, состоящая из представителей ФТС, «Почты» и Минкомсвязи, переводом почтовых отделений на круглосуточный режим не ограничилась — помимо этой меры, планируется введение системы для быстрого реагирования предприятия на пиковые ситуации, в частности в предновогодний период, отметил Евраев. Кроме того, таможенники намерены внести изменения в регламенты обработки почтовых отправлений из-за границы. Ожидается, что эти меры устранят «затоваривание» при пиковых нагрузках на таможне в предпраздничный период, рассказали «Известиям» в пресс-службе ФТС.
В планы Минкомсвязи входит и сокращение сроков пересылки писем. Так, если сейчас пересылка корреспонденции в пределах населённого пункта России может занимать неделю, то в перспективе ближайших пяти лет это время может быть сокращено до двух суток. Что касается пересылки между городами РФ, её сроки будут урезаны до пяти дней (сейчас 10 дней), а пересылки между любыми населёнными пунктами к 2018 году не будут превышать десяти дней (сейчас 40 дней), пообещал Евраев.
Замминистра отметил, что его ведомство совместно с коллегами из «Почты России» активно разрабатывает программу модернизации ФГУПа, итоги этой работы планируется подвести к октябрю.
Без помощи государства не обойтись
В начале апреля этого года пристальное внимание общественности и СМИ было приковано к «Почте России» на фоне почтового коллапса, когда в московских аэропортах скопилось несколько сотен тонн международной корреспонденции и посылок. «Почта России» тогда обвиняла Федеральную таможенную службу, утверждая, что всему виной низкая производительность труда сотрудников таможни, однако в результате в отставку был отправлен именно генеральный директор «Почты» Александр Киселёв.
Эксперты уже не раз заявляли, что почтовая служба России нуждается в глобальной модернизации, которую необходимо проводить как можно скорее, в противном случае растущая популярность покупок в иностранных интернет-магазинах приведёт к ещё большему почтовому коллапсу. На днях Ассоциация компаний интернет-торговли совместно с Ассоциацией компаний розничной интернет-торговли выступила с рядом инициатив, способных, по мнению организаций, улучшить работу «Почты России». Среди основных предложений были такие: введение штрафов за несвоевременную доставку почтовой корреспонденции, упрощение схемы оформления документации, введение SMS-сервиса для потребителей. Воспользуется ли предприятие предложениями представителей интернет-торговли (крайне заинтересованных в том, чтобы ФГУП работал без перебоев!), пока неизвестно, но желание перевести отделения «Почты» на круглосуточный режим работы — это, по мнению экспертов, сильный шаг, способный улучшить деятельность предприятия.
«Круглосуточный» план необходимо рассматривать в качестве глобальной модернизации «Почты», поскольку это предприятие очень важно для России, объяснил АиФ.ru член Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Вадим Деньгин. По его словам, ФГУП является именно тем органом, который «может замещать населению практически всё — начиная от оплаты коммунальных услуг до получений бандеролей. Всю свою жизнь можно пропустить через „Почту России“», — считает депутат.
По мнению Тимура Нигматуллина, аналитика Инвесткафе, переход на круглосуточный режим работы окажет позитивное влияние на качество услуг, оказываемых «Почтой».
«На данный момент большинство отделений работает с понедельника по пятницу с 08:00 до 20:00 (перерыв 13:00–14:00), в субботу с 09:00 до 18:00 (перерыв 13:00–14:00). В воскресенье — выходной. Подобный график работы не удобен многим потенциальным клиентам, так как услуги почтовых отделений востребованы, в том числе и в нерабочее время», — пояснил эксперт АиФ.ru.
Впрочем, Нигматуллин не исключает, что «Почта» может и не перейти на круглосуточный режим работы. Связано это, по словам аналитика, с крупными расходами на оплату труда, которые составляют почти 60 % совокупных расходов предприятия. Для осуществления этого плана не обойтись без дотаций со стороны государства, считает эксперт.
«Руководство компании видит выход из ситуации только посредством наращивания субсидий от государства. Например, в стратегии развития на 2012–2016 годы отдельно акцентируется внимание на государственном софинансировании крупных инфраструктурных инвестиционных проектов „Почты России“», — подчёркивает Нигматуллин.
«Улыбка — это бесплатно»
Деньгин признаёт, что работа предприятия сложилась не лучшим образом, и исправить ситуацию должна своевременная и правильная реорганизация. Главным моментом модернизации, по мнению чиновника, является то, что руководство «Почты» и все сотрудники ФГУПа должны «всегда с улыбкой и радушием осуществлять свою деятельность». «Самое дорогое — это клиент, он должен всегда приходить, к нему надо относиться уважительно, клиент должен понимать, что он безумно интересен «Почте», если не будет клиента — не будет «Почты», опять всё свалится к такому колхозному варианту, который мы видим периодически на всяких почтамтах», — рассуждает депутат. На вопрос корреспондента АиФ.ru о том, что всё это потребует определённых материальных затрат, Деньгин ответил: «Улыбка — это бесплатно».
Правда, одним радушием здесь не обойдёшься, и «Почте» необходимо проводить ребрендинг, «сделать классные офисы», чтобы не было очередей и клиенту было понятно, какое окно где находится и какие функции выполняет, считает депутат. За основу можно взять западный опыт, посмотреть, как эффективно работают американская и европейские почтамты. «Самое главное — поставить грамотных управленцев, которые на начальном этапе хорошего развития «Почты» не убьются на корню и не озлобят граждан РФ, которые будут приходить туда за услугами», — говорит эксперт.
В свою очередь Нигматуллин высказал мнение, что кардинально улучшить качество работы «Почты» может её приватизация, из-за которой, правда, цены на оказываемые услуги вырастут в несколько раз, но тогда можно будет ожидать, что качество обслуживания будет соответствовать международному уровню.
Что касается вопроса налаживания процессов деятельности «Почты» таким образом, как работают иностранные коллеги, Деньгин настроен оптимистично — по его мнению, этот процесс займёт год – полтора, но при условии, что управленцы будут работать честно и эффективно.