Об этом на пресс-конференции в РИА Новости заявил глава Росрыболовства Андрей Крайний. Созданный в 1920 году, АТФ является старейшим флотом на севере России и крупнейшим российским предприятием по вылову и экспорту трески, сельди, скумбрии и пикши – исконно российских видов рыбы.
О планах государства выставить на продажу 100% акций ОАО «Архангельский траловый флот» стало известно в ноябре 2010 года, когда правительство РФ утвердило программу приватизации федерального имущества на 2011-2013 годы. Сегодня, по словам главы Росрыболовства Андрея Крайнего, предприятие, находящееся в предбанкротном состоянии, может спасти только переход в частные руки. Глава ведомства отметил, что «сейчас предприятие работает по директиве регионального управления Росимущества. При этом чиновник, который подписывает эту директиву, не несет никакой ответственности за прибыльность или убыточность предприятия».
Результат красноречив: из 70 рыболовных судов на 1985 год, сейчас у Архангельского тралового флота осталось 21 промысловое судно. Это и есть основные производственные мощности – на рыбодобывающих судах происходит первичная обработка: потрошение, производство филе, охлаждение, заморозка, посол, и даже производство рыбных консервов. Средний возраст этих судов около 30 лет. Самому молодому судну АТФ 19 лет, самому старому - больше 40. При этом основную ценность, по мнению экспертов, представляет наличие квот на вылов трески и пикши.
Однако освоение тех квот на вылов рыбы, которые есть у АТФ, требуют значительных инвестиций в модернизацию флота. А строительство только одного крупнотоннажного траулера оценивается примерно в 100 млн. евро. Понятно, что денег на приобретение или строительство новых судов у Архангельского тралового флота сегодня нет, и чтобы осуществить планы по закупке новых тралов, предприятию потребуется господдержка или льготное кредитование. Порочный круг, в котором оказался АТФ, заставил руководство заложить большую часть судов, чтобы хоть частично реализовать квоты за 2012 год.
Архангельский траловый флот занимается добычей рыбы и морепродуктов, а также производством, доставкой и реализацией готовой рыбопродукции. Произведенную рыбопродукцию предприятие реализует на внутреннем и международном рынках. По данным СПАРК, выручка АТФ по 2010 году составила 2,6 млрд. руб., чистый убыток – 7,13 млрд. руб. Судя по неудачным промысловым операциям в Намибии, до конца 2012 года АТФ вряд ли удастся улучшить результаты хозяйственной деятельности.
Еще одна статья расходов, которой придется озаботиться новому собственнику – это суда, которые с 2005 года находятся в холодном отстое на причале Маймаксанского грузового участка. По словам технических специалистов АТФ, здесь стоят не менее пяти судов, которые уже отслужили более 25 лет. Это «Медвежьегорск», «Хвалынск», «Капитан Орлов», «Довск», «Мензелинск». За три года затраты на поддержание отстойных судов превысили 20 миллионов рублей. Чтобы отремонтировать того же «Капитана Орлова», потребуется не менее 50 млн. руб., а если сдавать в металлолом, по оценкам специалистов, можно выручить порядка 5 млн. руб. за каждое судно.
Есть ли у флота перспективы, и найдется ли владелец, который не пустит старые суда на металлолом, а заставит возродиться предприятие, некогда бывшее гордостью Архангельска? По мнению вице-губернатора Архангельской области Романа Балашова, в ведении которого аукционы, конкурсы и антикоррупционная деятельность, российский и мировой опыт показывают, что в целом ряде случаев разгосударствление тех или иных активов давало серьезный стимул для их развития. «Как скажется процесс на Архангельском траловом флоте, пока говорить рано, поскольку любому собственнику потребуется не менее года, чтобы сформировать эффективную бизнес-модель и определить базовые приоритеты в развитии предприятия», подчеркивает вице-губернатор.
Несмотря на то, что аукцион должен быть объявлен еще в августе, Росимущество до сих пор не сообщило о его проведении. Стоимость, за которую могут приобрести компанию на аукционе, по разным оценкам составляет от 0,8 до 1,2 миллиарда рублей. В настоящее время среди заинтересованных в покупке Архангельского тралового флота называются ООО «Вирма», входящая в Северо-западную рыбопромышленную компанию – Мурманск (СЗРК), «Меридиан», НП «РПО Севрыба», «Русское море» и Группа ФОР. Потенциальные покупатели осведомлены о техническом состоянии Архангельского тралового флота и его финансово-экономическом состоянии. Но вероятно возлагают надежды на квоты.
В частности, НП «РПО Севрыба» уже представила в Министерство сельского хозяйства РФ бизнес-план холдинга после приобретения имущественного комплекса АТФ. В подписанном участниками Некоммерческого партнерства «РПО «Севрыба» - ОАО «Мурманский рыбокомбинат» и ООО «Робинзон» бизнес-плане указывается, что «после приобретения планируется реализовать часть морально и физически устаревших судов Архангельского тралфлота». В Архангельске больше всего опасаются, что суда будут продаваться по цене металлолома, а оставшаяся часть флота будет переведена в незамерзающий порт Мурманска - по месту прописки нового собственника и поближе к перерабатывающим заводам. Что при этом будет с несколькими тысячами работников флота и береговой инфраструктурой, объяснять не приходится.
Похожая история произошла с компанией «Морская звезда», которая была приобретена Группой «ФОР», - флот был распродан, а производство перенесено из Калининграда в Санкт-Петербург. В случае АТФ государство не скрывает, что новый собственник должен понимать, что АТФ – не только квоты, но и рабочие места. По словам главы Росрыболовства Андрея Крайнего, в условия для победителя конкурса могут быть включены объем инвестиций, невыведение флота из Архангельска, сохранение социальных обязательств. Если это не будет сделано, то для приобретателя проще всего будет перевести флот в Мурманск, «наплевав на социалку», полагает Крайний.