В экспертном сообществе бытует мнение, что страны, которые богаты ресурсами, не могут эффективно развиваться именно из-за того, что изобилие нефти, газа, леса и рыбы позволяет чувствовать себя уверенно. Относительное спокойствие заканчивается в тот момент, когда реализация запасов перестаёт приносить сверхприбыли или пока технологическое отставание не перейдёт в критическую фазу. Для предотвращения развития такого сценария в России чиновники профильных министерств выступают с предложением увеличить инвестиции в ключевые отрасли экономики.
Так, на днях Минприроды предложило с 2019 года связать право на добычу ресурсов с вложениями нефтедобывающих компании в российское судостроение. «Вместе с заявкой на получение права пользования недрами для разведки и добычи полезных ископаемых на континентальном шельфе компания должна представить предложение по строительству на судостроительных предприятиях России морских судов и иной техники, необходимой для выполнения работ», — рассказали о предложении в ведомстве. Целью проекта в конечном счёте является стимулирование развития отечественного производства и начало постепенного импортозамещения в этой сфере.
В Министерстве промышленности и торговли тоже видят свою задачу в том, чтобы побудить судовладельцев обновлять флот кораблями российского производства с соблюдением максимально российской комплектации. Только здесь уже речь идёт о рыбодобыче. «Для этого нужно предусмотреть определённые преференции при распределении квот на вылов морских биоресурсов для тех, кто является собственником новых промысловых судов, построенных на территории Российской Федерации», — подчеркнули в Минпромторге. Сейчас в работу над данным проектом активно включились все профильные министерства и ведомства от Минтранса, который отвечает за использование морских путей, до Министерства промышленности, курирующего судостроение.
Ещё ранее Минсельхоз выступил с инициативой выделять для владельцев новых траулеров, сошедших с отечественных верфей, дополнительные квоты вылова, уже названные «квотами господдержки». Такие лимиты, согласно предлагаемому проекту, должны даваться и российским компаниям, которым принадлежат на праве собственности или на основании договора лизинга построенные в России новые рыбопромысловые суда. Конечно, это приведёт к некоторым издержкам со стороны строителей: им будет нужно переоборудовать верфи под предлагаемые проекты, наладить определённый темп и график работы, нанять персонал и многое другое. Всё это, по оценкам экспертов, должно занять до 3 лет. Если рыбодобытчик будет уверен, что квоты он получит, он начнёт сразу же работать с верфями, которые к 2018 году смогут быть переоборудованными и готовыми к приёму заказов, отмечают в министерстве.
По словам вице-премьера правительства, полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева, систему распределения промысловых квот надо ориентировать на государственные интересы — чтобы в России строился флот и рыбоперерабатывающие предприятия. В качестве примера он привёл ситуацию с южнокорейскими компаниями: «Когда-то давно обещали построить перерабатывающие предприятия — не построили. Что нам делать? Отбирать квоты».
Однако, как отмечают эксперты, лишать преференций нужно и российские компании — неэффективных арендопользователей, «квотных рантье», перепродающих лимиты кому угодно, включая тех же иностранцев. Объёмы таких сделок могут достигать полумиллиона тонн в год только на Дальнем Востоке, где ещё недавно до 60% минтая вылавливали компании, незаконно контролируемые китайской Pacific Andes. Только на корейские компании, контролирующие часть российского промысла, сейчас приходится около 100 тыс. тонн квоты российской рыбы. Встречаются и другие нарушения, свидетельствующие о нежелании собственников инвестировать и в развитие отрасли, и в собственный флот. Расследование трагедии, связанной с крушением в Японском море краболова «Шанс-101» в январе 2013, выявило, что его владелец — рыболовецкий колхоз «Восток-1» — не только в нарушение российского законодательства «завёз» на старое судно индонезийских моряков, но и в целях экономии пренебрегал вопросами безопасности.
Износ подавляющего большинства кораблей приближается к критическим 80%. В этой связи глава Минсельхоза Александр Ткачёв уже заявил, что, хотя инициатива Росрыболовства об изменении политики предоставления квот вызывает бурную дискуссию, тем не менее, «строить рыбакам флот в России придётся». Ткачёв посоветовал добытчикам как можно быстрее начать совместную работу с проектировщиками. Одной из компаний уже предложено 6 проектов различных судов и минимум четыре верфи, которые могли бы эти идеи реализовать. За основу производства типовой серии рыбопромысловых судов предложено взять несколько проектов больших и средних современных траулеров. Суда будут строиться со всем необходимым оборудованием, комплектация при этом может изменяться по желанию заказчика, а сроки и стоимость будут определяться в зависимости от выбора проекта, комплектации и завода-изготовителя.
Механизмы, по мнению президента Ассоциации добытчиков минтая Германа Зверева, всё-таки должны обозначить и сформулировать сами рыбаки. «Причём такие, которые выходят за пределы привычной производственной инерции», — подчёркивает он.
Впрочем, одна идея уже прозвучала. «Русская рыбопромышленная компания» (РРПК) на прошедшем в начале сентября во Владивостоке совещании по развитию рыбохозяйственного комплекса пообещала министру сельского хозяйства инвестировать средства в строительство траулеров: по словам гендиректора компании Андрея Тетеркина, компания совместно с другими крупнейшими рыбодобытчиками Дальнего Востока готова построить 15 крупнотоннажных судов, проект оценивается в 50–60 млрд рублей.
Не стоит забывать, что и верфи за один день под новые суда не переналадить, да и постройка самих судов займёт время. В этой связи проблему с механизмами стимулирования обновления флота нужно решать, не откладывая, и важно, чтобы эта и другие инициативы были учтены на предстоящем в октябре Госсовете по развитию отрасли.
Павел Островский, эксперт института региональной экспертизы