В № 8 «АиФ» начал рассказ об опыте реформ Сингапура — в частности, о его борьбе с коррупцией. Как же работает там принцип «сильного, но не назойливого» государства?
За окнами такси проносятся роскошные офисные здания и дорогие отели. Ещё недавно этот сияющий город был припортовой помойкой и центром продажи опиума. Пожилые сингапурцы вспоминают те годы как страшный сон.
— Гуд джоб («хорошая работа»), — лаконично отвечает таксист Ли на мой вопрос о сегодняшнем правительстве. Оно и понятно: власти, например, удалось решить проблему пробок. В Сингапуре вы не увидите улиц и дворов, забитых «спящими» авто. Оставлять машины разрешено только в специальных паркингах, коих тут предостаточно. За поездку по многим улицам надо платить — проезжаете через электронные «ворота», и плата считывается автоматически. Дороже всего ездить по центру в часы пик.
Мало того: платить надо за само удовольствие иметь железного друга. Ежемесячно власти выставляют на аукцион ограниченное число сертификатов на приобретение машины — чем больше желающих их иметь, тем дороже они обойдутся. К примеру, за право купить авто с двигателем от 1600 кубиков в январе этого года приходилось выложить порядка 16 тыс. долл. США! Зато «гаишников» на дорогах не видно. Нарушения фиксируются видеокамерами (системы наблюдения в Сингапуре повсюду, а метро ими увешано, как китайский рынок — фонариками). Уведомления о штрафе приходят почтой.
Принцип «государства-невидимки» работает тут повсюду.
— Допустим, вы хотите открыть магазин, — говорит мне Алекс Кано из Российско-сингапурского делового совета. — Для этого не требуется лицензий, если только вы не собираетесь торговать алкоголем и табаком. Заходите на сайт ведомства, регистрирующего компании, вводите свои данные, ставите подпись — и всё. Самое позднее на другой день получаете регистрационный номер.
— Как часто вы встречаетесь с чиновниками? — интересуюсь у одного из предпринимателей.
— Мы их не видим вообще, — говорит Со Кок Хёнг, директор по развитию бизнеса компании «Сингапур пауэр». — В Сингапуре нет нужды встречаться с бюрократами. Бизнес легко зарегистрировать, легко отчитываться. Любая операция проводится одним кликом на клавиатуре компьютера.
А как же налоговые и прочие проверки?
— Армии контролёров тут нет, — заверяет бизнесмен. — Проверки возможны, если ваша фирма, имея большой оборот, в отчётах показывает убытки. Тогда возникнут вопросы.
О том, как власти Сингапура справились с кризисом, мусором на улицах и «тлетворным влиянием Запада», читайте в следующем номере.