Увеличиваем размер
Елена Тимофеева, Пятигорск: — Мой муж лишён родительских прав, но при этом он не лишён обязанности содержать ребёнка. Алименты платит от случая к случаю, то 200, то 300 рублей. И судебные приставы говорят, что ничего с ним сделать нельзя. Даже если он будет присылать один рубль в месяц, то он уже «не уклоняется» от уплаты алиментов с точки зрения государства. Где же справедливость?
— К сожалению, в нашей стране не определён законодательно минимальный размер алиментов. Отсюда и проблемы. На жалкие крохи, которые многие выплачивают своим детям, конечно, нельзя прокормить ребёнка. Но если у вашего мужа есть имущество, то оно может быть арестовано и продано, дабы погасить задолженность по алиментам.
— Он всё переписал на родственников. Подстраховался. Официально не работает, подрабатывает нелегально извозом, так что его достаток официально не измерить.
— Сделайте письменный запрос в службу судебных приставов с целью выяснить, почему он не работает официально, а отсюда и почему он не состоит на учёте в службе занятости как безработный. Ведь даже с пособия по безработице взимаются алименты. После того как судебные приставы подтвердят (также письменно) его нежелание работать на законных основаниях, вы можете обратиться в прокуратуру с требованием привлечь его к ответственности уже как уклоняющегося от уплаты алиментов. Поскольку он не хочет искать работу, стало быть, уклоняется от обязанностей содержать ребёнка.
Галина Николаевна, Тула:— Мы с мужем разводимся, делим имущество. Я остаюсь с детьми практически нищей. На какую долю имущества отца могут претендовать дети при разводе родителей?
— Дети никакого отношения к имуществу родителей при разводе не имеют. Супруги же делят всё нажитое в браке имущество (квартиру, машину, дачу, вклады в банках и т. д.) пополам, если они не заключили брачного контракта у нотариуса на заранее оговорённых условиях. Но и в этом случае дети не имеют никакого отношения к разводу. Брачный контракт составляется в рамках, не противоречащих Семейному кодексу РФ.
Дети начинают иметь отношение к имуществу родителей только после смерти отца или матери, то есть вступая в права наследников.
Гасим долги
Н. Бочкова, Потьма: — У мужа огромный долг по алиментам сыну. Можно ли через суд добиться погашения этого долга за счёт отчуждения доли в его квартире?
— Так заставить погасить долг нельзя. В суд можно обратиться с заявлением об установлении твёрдой денежной суммы алиментов. При этом не лишним будет приложить к заявлению справки из поликлиники, если ребёнок нуждается в особом питании или лечении в связи с состоянием здоровья. Приложите документы о плате за его образование и сведения о других понесённых расходах. Потребовать от отца продать жильё и расплатиться с долгами могут только судебные приставы в случае, если жильё у него не единственное, а имеются другие объекты недвижимости.
Г. Кац, Великий Новгород: — Муж усыновил моего ребёнка, рождённого вне брака. Теперь через много лет биологический отец хочет из чувства мести провести генетическую экспертизу, установить истинное отцовство, а потом забрать мальчика к себе. Что нам делать?
— Ничего не надо делать. Биологический отец может обратиться в суд с целью признания и установления отцовства только в том случае, если ваш нынешний супруг официально откажется от ребёнка. А поскольку он не собирается этого делать, то никакая экспертиза ДНК делаться не будет. Ни один суд не пойдёт на развал вашей семьи, будьте уверены.
Мораль стоит денег
И. Мутко, Омск: — Дочь на днях должна уйти в декрет, но работодатель — частный предприниматель — не выплачивает ей три месяца зарплату, не выдаёт никаких справок для получения пособий по родам и уходу за ребёнком. Куда жаловаться?
— В несколько инстанций сразу. В инспекцию по труду, в прокуратуру, а также в суд. Подобные дела рассматривает федеральный судья, госпошлина не взимается. Конечно, придётся потратить на это пару месяцев, но правда однозначно будет на вашей стороне. Имеете право требовать ещё и компенсации за моральный вред.
Т. Котова, Орёл: — Моя подруга — госслужащая, многодетная мать. Недавно она узнала, что больна гепатитом С, и теперь очень боится, что её попросят с работы. Это так?
— Нет, такой диагноз не может служить основанием для увольнения.
Ирина М., Чапаевск: — Я работала в банке. Узнав о моей беременности, руководство попросило меня уволиться по собственному желанию. Я не сделала этого — началась травля. Я ежедневно находилась в стрессе, но не уходила. Дисциплинарные взыскания, которые накладывала на меня администрация, отменялись трудовой инспекцией как необоснованные. Меня не отпускали с работы на медицинские осмотры и даже на УЗИ. Поэтому, когда выявили сердечную патологию у ребёнка, прерывать беременность было поздно. Ребёнок прожил недолго, умер. Но даже в горе меня пытаются добить, говоря: «Всё равно работать у нас не будешь!» Неужели за то, что я пережила, никого не накажут?
— Поскольку в происшедшей с вами трагедии просматривается причинно-следственная связь, вы имеете право требовать компенсацию за моральный и материальный вред, нанесённый вам работодателем. Кроме суда по месту жительства можно обратиться в прокуратуру. Но к заявлению всюду прикладывайте только копии медицинских и прочих документов. Подлинники держите у себя, чтобы предъявить их в суде. Бывают случаи, что они «теряются». В судебной практике есть прецедент, когда удовлетворяли «моральный вред» в размере 1 млн руб.