— Президент Д. Медведев после трагедии на Саяно-Шушенской ГЭС заявил, что российские бизнесмены работали на советском наследии и не утруждали себя возведением предприятий. Неужели после распада СССР в России действительно ничего не построено?
А. Нарышкина, Вологда
«АиФ» решил сравнить объёмы строительства за 17 лет российской истории (1992-2008 гг.) и 17 лет советской (1975-1991 гг.). Итоги неутешительные: чем ближе к инновационной экономике, тем дальше от заветной мечты развить производство до таких масштабов, чтобы страна сама могла обеспечивать своих граждан всем необходимым.
1975-1991 гг. | 1992-2008 гг. |
Новые автодороги (загородные общего пользования; строят государство и субъекты РФ, тыс. км) | |
144 | 78 |
Новые ж/д линии (тыс. км) | |
Более 18,5 (это расстояние от Мурманска до столицы Новой Зеландии). Построена основная часть Байкало-Амурской магистрали. |
1,7 (путь от Москвы до Адлера) |
Энергетика | |
3 гидроэлектростанции (ГЭС): 11 государственных районных электростанций (ГРЭС). Среди них — крупнейшие в РФ: Рефтинская (3800 МВт); Ириклинская (2400 МВт). Атомные электростанции (АЭС). Среди них: Калининская; Балаковская; Смоленская. |
Ирганайская ГЭС; Загорская ГАЭС* (гидроаккумулирующая 3 ГРЭС: Псковская (430 МВт), Харанорская (430 МВт), * Начало строительства в 70-х гг. |
Автопром | |
Комплекс заводов КамАЗ (общая площадь зданий и сооружений 3343 м2). 1976 г. — появился первый автомобиль «КамАЗ». 1987 г. — первая «Ока». |
Заводы крупнейших мировых автопроизводителей: в Шушарах — «Дженерал Моторс», во Всеволжске — «Ford», в Калуге — «Фольксваген» и т. д. |
Легкая промышленность | |
Курский кожевенный завод; фабрика верхнего трикотажа в Улан-Удэ; Октябрьская швейная фабрика и т. д. Их сил хватало на выпуск 47,5 млн пар обуви и 91 млн штук «трикотажных изделий. | Небольшие производства. Их общей мощности хватает лишь на выпуск 3,2 млн пар кожаной обуви и 22,5 МЛН трикотажных изделий. |
Другие отрасли | |
Введено в строй более 1,5 ТЫС. крупных промышленных предприятий. Среди них: Оскольский металлургический комбинат; Чебоксарский завод промышленных тракторов; завод тяжёлых экскаваторов в Красноярске; Придонский химзавод и т. д. |
Крупных предприятий практически не строится. Появляются среднего уровня в пищевой промышленности, в сфере производства стройматериалов. Строятся мобильные сети. |
Подсчёты «АиФ» с использованием данных Росстата P. S. Ваше ощущение пустоты правой колонки — это отражение нынешнего положения отечественной промышленности. |
Мнение эксперта. Cтроить мешали взятки?
Никита Кричевский, доктор экономических наук, профессор:
— В системоообразующих отраслях бизнесмены действительно эксплуатировали советские мощности. В нефтехимии и нефтепереработке последние заводы были построены аж в конце 60-х гг. В металлургии, чёрной и цветной промышленности — вообще в период индустриализации. Результат известен: мы гоним за границу необработанную древесину, нефть, металл — они нам обратно эти же товары, но уже в виде готовой продукции. Можно сколько угодно говорить, что предприниматели просто поскорее хотели набить карманы, но основная причина этого безобразия — в неподходящей среде для развития бизнеса (бюрократия, коррупция, несовершенные законы). Кстати, небольшие производства вопреки этим условиям всё же появлялись. С нуля возведены крупнейшие пивоварни, животноводческие комплексы, цементные и кирпичные заводы. А лёгкую промышленность загубили китайские тряпки. По словам главы Минпромторга В. Христенко, одна палатка на рынке убивает цех отечественного легпрома.
Кстати
Для строительства новых производств или мощностей нужны кредиты. А ставки в банках неподъёмные. Почему? Из 5 трлн руб., выделенных государством банкам в 2009 г., далеко не все пошли на кредитование реального сектора. Часть денег «съели» клиенты банков.
— Ещё порядка 200 млрд руб. просто „ушли“, пока их не тормознули, — заявил недавно глава Счётной палаты Сергей Степашин. — Это деньги, которые банки просто вывели, в том числе и в офшоры.