Примерное время чтения: 8 минут
132

Ради экономии электричества офисных работников заставили раздеться

Энергосбережение стоит на первом месте в рейтинге антикризисных эко-стратегий многих компаний. Почему? Меньше расходов, больше ресурсов, выше цена бренда.

— Лучший способ производства энергии — это ее экономия, — говорит Жан-Паскаль Трикуар, CEO французской компании Schneider Electric, оказывающей услуги энергетического менеджмента в 102 странах. Выручка компании, в которой трудится 120 тыс. сотрудников, в 2007 году превысила 17 млрд евро, так что стоит прислушаться к ее СЕО.

Энергосбережение сегодня — это не только защита окружающей среды, но и хороший способ заработать. В Европе, например, действует Киотский протокол, согласно которому продаются и покупаются квоты на выброс парниковых газов. Если компания сумела сократить объем выбросов, она может продать остаток своей квоты другой компании. Новый американский президент Барак Обама предлагает организовать такой же рынок и в своей стране, хотя США так и не присоединилась к Киотскому протоколу.

— По оценкам, к 2020 году объем этого рынка в США составит от $50 до $300 млрд в год, чем смогут воспользоваться «зеленые» компании, — говорит директор административно-бюджетного управления Белого дома Питер Орцаг.

Наиболее дальновидные компании давно почувствовали, что защита окружающей среды из общественно-полезного дела превращается в серьезный бизнес. И в первую очередь это касается энергосбережения. Компании все чаще выбирают стратегии и запускают программы, нацеленные на экономию потребления энергии. Ведь экономия сейчас, в кризис, уже не просто вопрос хорошего управления. Это вопрос выживания.

Без выключателей

Как известно, изменить привычки очень сложно. Согласно исследованию, проведенному компанией Logicalis, 94% англичан стараются выключать за собой свет дома — из экономии — и лишь 66% не забывают об этом у себя на работе. В других странах разрыв еще больше. Итальянская компания Lotto Sport, один из ведущих мировых производителей спортивной одежды и обуви, решила эту проблему раз и навсегда.

В компании внедрили целый ряд современных технологий энергосбережения. Автоматическая система, сама включающая и выключающая свет в зависимости от присутствия или отсутствия сотрудника на рабочем месте и корректирующая мощность освещения с учетом того, насколько светло за окнами, снизила потребление электроэнергии на 30%. Во всем офисном здании нет ни одного выключателя.

— Автоматическая система управления освещением принесла нам значительную дополнительную прибыль, — говорит директор по маркетингу и коммуникациям компании Lotto Sport Альберто Фратичелли. — Это результат применения нашей философии, в центре которой технологические инновации, важные не только для развития производства и бизнеса — для всех сфер деятельности компании.

То есть, помимо прибыли, энергосбережение приносит и символический капитал, улучшая общественный имидж компании.

Без галстуков

ENI — пятая в мире нефтяная компания по объему продаж и первая по рыночной капитализации в Италии. CEO ENI Паоло Скарони призвал своих сотрудников «летом одеваться более неформально, помочь энергосбережению». Логика простая: если сотрудники приходят в офис без пиджаков и галстуков, можно снизить мощность работы кондиционеров. Тот факт, что крупнейшая компания, производящая энергоносители, думает о таких мелочах, весьма симптоматичен. И это не такие уж мелочи.

— Увеличение температуры на один градус на 9% снижает затраты на охлаждение офисных помещений, — говорит представитель компании ENI. — Кондиционеры работают с меньшей мощностью, что, в свою очередь, сокращает выбросы углекислого газа в атмосферу в таких объемах, как если бы 525 наших сотрудников перестали бы пользоваться автомобилями и пересели на общественный транспорт.

За год выходит неплохая экономия. Этот дополнительный доход, вернее, непотраченные деньги, можно пустить на развитие компании.

Продолжая разговор об Италии, следует упомянуть компанию Obiettivo Lavoro, одну из крупнейших в стране HR-компаний с большим количеством филиалов за границей, особенно в Восточной Европе. СЕО Obiettivo Lavoro принял беспрецедентное решение: все, что удастся сэкономить в этом году (по сравнению с прошлым) на потреблении электричества, газа и воды будет распределено между сотрудниками. Это хороший стимул избавиться от дурной привычки экономить на энергоресурсах только у себя дома, а не в офисе. Глядишь, и люди приобретут совсем другие привычки.

Cool Biz

Решение СЕО ENI об отмене пиджаков и галстуков лежит в русле новой тенденции, получившей название Cool Biz (от слов cool и business — заниматься бизнесом в прохладной атмосфере и при этом выглядеть cool, то есть стильным, модным). Бывший министр окружающей среды Японии Юрико Коике реализовал аналогичную инициативу еще в июне 2005-го, призвав чиновников перейти на неформальный стиль в одежде. Он приводил такие цифры: если с июня по сентябрь во всех правительственных офисах не охлаждать воздух ниже 26—28 градусов по Цельсию, то выбросы углекислого газа в атмосферу снизятся настолько, сколько дают 6 миллионов квартир в месяц.

В Японии многие компании исповедуют философию Cool Biz. Например, президент входящей в первую тройку банковских корпорации страны Восходящего солнца Mitsui Sumitomo Banking Corp. Массайоши Оку распорядился, чтобы в его центральном офисе и примерно в 1630 филиалах по всей Японии воздух не охлаждался ниже 28 градусов. С другой стороны, наверное, не стоит так уж горячиться. Международная компания Daikin Industries Ltd, более 30 тыс. сотрудников которой работает в 77 странах мира, очень хорошо разбирается в температуре воздуха — компания как раз занимается системами климат-контроля.

— Температура 28 градусов идеальна для энергосбережения, но снижает работоспособность, — объясняет представитель компании Каори Ямада. — Тут нужная золотая середина: ведь думать приходится не только об экономии и о рациональном использовании ресурсов компании, но и об обстановке, в которой люди работают. Мы подняли температуру на несколько градусов, но дальше не пошли. Вернее, попробовали, но уже на следующий день отказались от этого: сотрудники сделались более раздражительными, и их производительность снизилась.

Гибридный бонус

Некоторые компании готовы инвестировать не только в энергосбережение на рабочем месте, но и в то, чтобы сотрудники экономили энергию за пределами офиса. Самый яркий пример — это Bank of America, возглавляемый 62-летним Кеном Льюисом. Сейчас это первый американский банк по размерам активов и второй — по вкладам. Летом 2006-го года Bank of America запустил экспериментальную программу, согласно которой каждому сотруднику, приобретающему гибридный автомобиль, то есть автомобиль с электродвигателем, на биотопливе или этиловом спирте, полагается материальная компенсация в сумме $3000.

Программа сначала распространялась на сотрудников компании, живущих в пределах 90 миль от трех «пилотных» городов — Бостон, Шарлотт, Лос-Анджелес — и охватывала около 21 тыс. человек.

— В 2007 году, вдохновленные тем энтузиазмом, с которым была встречена наша инициатива, мы расширили программу, подключив к ней еще 185 тыс. сотрудников, — рассказывает Энн Финакейн, сотрудница отдела глобального маркетинга и корпоративных связей, курирующая все проекты Bank of America по защите окружающей среды. — Мы горды тем, что одними из первых предложили такого типа бонус. Это позволило нам укрепить свое лидерство в деле защиты окружающей среды.

Компания Cisco Systems, американский лидер в производстве оборудования для компьютерных сетей, создала у себя 36 V. I. P.-парковок для сотрудников, купивших гибридные машины. То же самое сделали и руководители другого гиганта компьютерного мира — IBM. Британская фармацевтическая корпорация GlaxoSmithKline всячески старается соответствовать собственному девизу «Do more, feel better, live longer» («Делай больше, чувствуй себя лучше, живи дольше»). В частности, там уже довольно давно введены материальные компенсации для сотрудников, добирающихся до работы общественным транспортом, а не на своих автомобилях.

Зеленый бизнес

Деловой мир все активнее занимается проблемами окружающей среды — в своих же собственных интересах. Помимо описанных выше программ, реализуются и гораздо более крупные, дорогие и долгосрочные проекты. Например, вторая страховая компания в мире Swiss Re прославилась не только оригинальным дизайном своего лондонского офиса, но и высоким уровнем его экологичности: офис спроектирован так, что позволяет использовать свет и воздух с максимальной эффективностью, экономя до 40% энергии на освещении и кондиционировании.

Забота об окружающей среде может проявляться на самых разных уровнях, и даже весьма небольшие инвестиции способны дать ощутимую экономию, высвобождая существенные ресурсы, столь необходимые во время кризиса. К тому же нельзя недооценивать и позитивное воздействие последовательной политики энергосбережения на стоимость бренда, капитализацию компании — как символическую, так и рыночную. В выигрыше все — и бизнес, и окружающая среда, и весь мир, в котором мы живем и в котором жить нашим детям.

Статья из журнала «СЕО» № 9, 2009.

AIF.RU благодарит редакцию журнала за предоставленный материал.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах