Белоруссия перекрыла трубопровод для поставок дизельного топлива российских НПЗ на экспорт из латвийского порта Вентспилс. Белорусское МЧС утверждает, что это связано с «неудовлетворительным состоянием трубы».
По словам начальника пресс-службы ведомства Виталия Новицкого, некая немецкая компания по просьбе официального Минска провела скрупулезную диагностику трубопровода, в ходе которой был выявлен аж 1081 дефект!
- Госпромнадзор МЧС выдал предписание, что эти дефекты должны быть устранены к 17 июля 2009 года, - отметил Новицкий. - Тем не менее устранено было только 254 дефекта. Из соображений экологии транзит нефтепродуктов было решено приостановить. На нефтепроводе в прошлом уже были аварии, и Белоруссия не хочет экологической катастрофы. Поэтому перекрывает трубу.
Отмечается, что нефтепровод эксплуатируется российской компанией «Запад-Транснефтепродукт», которая входит в российскую госкомпанию ОАО «АК «Транснефтепродукт». Ежегодный объем транзита российских нефтепродуктов через Белоруссию составляет порядка 10 млн тонн.
«Запад-Транснефтепродукт» пока не прокомментировал сложившуюся ситуацию.
Тем временем многие эксперты сходятся во мнении, что приостановка работы нефтепровода может быть связана с очередным этапом ухудшения торговых отношений с Россией. Напомним, что 21 июля Россельхознадзор запретил поставку белорусской мясной продукции, произведенной на двух предприятиях - ОАО «Гомельский мясокомбинат» и ОАО «Брестский мясокомбинат». Специалисты ведомства сослались на наличие в белорусском мясе вредных веществ.
Между тем буквально накануне инцидента Александр Лукашенко заявил, что Белоруссия никогда не уйдёт от России. Это произошло во время пребывания главы Счётной палаты России Сергея Степашина в Минске.
Белорусский лидер обратился к россиянам с просьбой не читать газеты:
- Вранье полное и преднамеренное искажение фактов - всё, что там (в России. - Прим. ред.) сегодня пишут об отношениях Минска и Москвы. Вы, пожалуйста, это не читайте, - заключил он.
Скорее всего, Батьке пришлась не по нраву аналитика внешней политики Белоруссии. Метания Минска между Россией и Западом уже стали притчей во языцех. Топливную войну предрекали ещё месяц назад, когда Белоруссия заявила о готовности введения пограничного контроля с Россией.
Напомним, что причиной введения подобных мер стала серия конфликтных ситуаций между Минском и Москвой. В начале Белоруссия с вызовом отказалась от принятия российского рублёвого кредита. Вслед за этим последовал дипломатический конфликт - Лукашенко в запале позволил себе наговорить лишнего про министра финансов России Алексей Кудрина, - на это даже пришлось отреагировать президенту РФ Дмитрию Медведеву. Затем был так называемый «молочный» конфликт, когда Россия приостановила импорт молочной продукции Белоруссии на территорию РФ. В знак протеста Минск заявил об отказе присутствовать на московской сессии ОДКБ, по итогам которой потребовал признать принятое без резолюции не явившейся белорусской делегации соглашение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) нелегитимным.
Однако мало кто из российских экспертов ожидал, что до конфликта такого масштаба всё-таки дело дойдёт:
- Ситуация с взаимоотношениями России и Белоруссии развивается в сторону углубления конфликта, - рассказал тогда в эксклюзивном интервью AIF.RU Александр Фадеев, руководитель отдела Белоруссии института стран СНГ. - Надо сказать, что в этом усердствует, конечно, белорусская сторона. Она ищет всевозможные трещины между странами и расширяет их, что не может привести к быстрому разрешению торгово-экономического, а также уже возникшего на его почве политического конфликтов.
По мнению эксперта, в переговоры между странами нужно было включаться не только президентам, премьерам, министрам, но и парламентским структурам, а также общественности, для того чтобы конфликт как можно быстрее урегулировать.
Отвечая на вопрос о возможном начале топливной войны между Минском и Москвой, Александр Фадеев тогда отметил следующее:
- Дело в том, что обе предполагаемые версии развития конфликта не в пользу белорусской стороны. Минск в любом случае окажется среди проигравших. Поэтому, конечно же, я думаю, что до таких мер не дойдёт и конфликт будет урегулирован другими путями на уровне управленцев, - заключил он.
Тем не менее конфликт получил неблагоприятное развитие.