Примерное время чтения: 9 минут
139

Медведев: Мир стоит перед угрозой глобальной инфляции

В начале интервью Дмитрий Медведев рассказал о том, на каком этапе сейчас находится экономика России после финансового спада в мире. Он подчеркнул, что Россия пострадала от кризиса не в меньшей степени, чем другие страны.

- Нас затронул экономический спад и спад ВВП, который (мы прогнозируем) в этом году составит не меньше, чем 6, или, может быть, даже больше процентов, - сказал он. - По отдельным позициям, таким как уровень промышленного производства, падение даже существенно выше, то есть порядка 14% за несколько месяцев. В то же время мы не можем не отметить другие настораживающие явления, такие как увеличение количества безработных.

Российский лидер отметил, что в РФ сейчас зарегистрировано 2,2 млн безработных на бирже. Тем временем, по словам президента, эта цифра может быть больше.

- По методике Международной организации труда мы оцениваем безработицу, может быть, на уровне 6 миллионов или даже, может быть, чуть больше человек, что составляет около 7,5-8% от экономически активного населения в нашей стране. Это такие трудные цифры, на которые правительство должно реагировать, - сказал он.

Среди других проблем России Дмитрий Медведев назвал изменение курса рубля. Он отметил, что Россия была вынуждена ослабить его из-за того, что уменьшилось количество валюты, которая притекает в страну из-за снижения объёма экспорта.

- У нас есть проблемы с инфляцией, - продолжил он. - Хотя я должен сказать, что за последнее время всё-таки все эти негативные тенденции как минимум приостановились. И сейчас мы, как мне представляется, находимся в такой фазе, когда нужно понять, что будет дальше. Я это имею в виду и в отношении России, и в отношении мировой экономики в целом.

Глава государства пояснил, что названные им проблемы создала текущая структура российской экономики. Он также подчеркнул, что текущее положение дел его не может устроить. В частности, то, что в России не удалось создать высокотехнологичной экономики, у государства высокая степень зависимости от экспорта сырья, инновационная составляющая в экономике очень слаба, нет прямой конверсии тех инновационных продуктов в промышленность, которая отличает современную инновационную экономику.

- Задача диверсификации экономики является, наверное, одной из самых выдающихся и наиболее важных, которые стоят перед нашей страной. Мы, конечно, этим будем заниматься. Но для того чтобы этим заниматься, нужно создать новую структуру, - отметил он.

Говоря о Стабилизационном фонде, Дмитрий Медведев отметил, что в общей сложности в Резервный фонд было зачислено более 600 млрд долларов, при этом часть резервов сейчас потрачена, но, тем не менее, оставшаяся сумма позволяет России решать многие проблемы. 

- Но на одних резервах развиваться невозможно, - продолжил он. - Поэтому нам придётся – несмотря на то что мы продолжаем укрепление золотовалютных резервов, продолжаем заниматься собственно валютной составляющей – думать о диверсификации экономики в целом: о создании новых производств, о создании высокотехнологичной инновационной экономики. Это, может быть, самая главная задача в настоящий момент.

«Рубль должен стать новой мировой резервной валютой»

Отвечая на вопрос о том, сможет ли американский доллар выйти из рецессии, изменит ли он свои позиции в качестве валюты номер один в мире, Медведев подчеркнул, что планете нужно большее количество резервных валют.

- И не потому, что доллар плох или евро недостаточен, - пояснил он. - Нынешняя ситуация предрасполагает нас к тому, чтобы было большее количество валют, куда можно вкладывать деньги и банкам, и гражданам, и государствам в целом. И это даст возможность (реагировать. - Прим. ред.) при возникновении проблем в той или иной экономике… Первые проблемы, как мы понимаем, возникли в американской экономике, и сейчас это очевидная вещь. И если бы, может быть, на эти проблемы иначе реагировало правительство Соединённых Штатов Америки – может быть, глубина падения, глубина кризиса была бы не такой. Но я сейчас даже говорю не об этом – я сейчас говорю о том, что из-за кризиса в американской экономике, естественно, изменилось и отношение к доллару.

Глава государства отметил, что на одну из таких резервных валют потенциально мог бы претендовать в качестве региональной резервной валюты рубль, «особенно с учётом того, что у России есть пространство государств, с которыми мы связаны генетически, связаны исторически, связаны экономиками, связаны массой самых разных составляющих».

- При этом мы не отрицаем и возможности создания так называемой наднациональной валюты, тем более что в решении «Двадцатки», которая была в Лондоне, прямо содержатся указания на то, что Международный валютный фонд сейчас будет выпускать различного рода бумаги, в которые будут вкладываться государства, - отметил он. - И ряд инструментов, который использует Международный валютный фонд, в частности такой, как специальные права заимствования, по сути, и представляет собой прообраз такой наднациональной валюты.

Медведев ещё раз подчеркнул, что миру «всё равно потребуется какое-то универсальное платёжное средство, которое могло бы заложить основу в будущую международную финансовую систему».

- Я не думаю, что от этого позиция доллара сильно пострадает. Но мне представляется очень важным, чтобы доллар, другие резервные валюты (в том числе, надеюсь, в какой-то ситуации и рубль) имели бы какую-то возможность, какую-то связку на уровне, может быть, специальных прав или специальной единицы какой-то, которая была бы связующим звеном, закрывающим кризисные ситуации, - сказал президент. -  Поэтому эта идея (а это наша идея, её поддерживают китайские коллеги), как мне представляется, является достаточно продуктивной. Мы специально её не обсуждали в формате «Двадцатки» в Лондоне и договорились с нашими коллегами, что это вопрос будущего, в том числе и для того, чтобы не создавать нестабильной ситуации на рынках, но, как мне представляется, это всё равно нужно будет делать.

Российский лидер подчеркнул, что будущее международной финансовой системы он видит в создании современных правил игры.

- Причём если говорить об этих правилах, то сейчас как-то стало распространенным рассуждать на тему того, что мало регулирования, нужно большее количество решений принимать, - отметил он. - Вопрос, мне кажется, не в этом. Вопрос не в том, чтобы создать ещё значительное количество конвенций, посвящённых регулированию тех или иных финансово-экономических процессов, а в том, чтобы эти решения, чтобы эти международные конвенции, чтобы эти международные обязательства были более эффективными и более понятными. Иными словами, нам нужно не больше регулирования, а более эффективное регулирование.

Медведев сказал, что Россия заинтересована в том, чтобы в конечном счёте решение о судьбе финансовой системы принималось «на площадках, где встречаются основные экономические игроки».

- В этом смысле надо признать, что всё-таки Бреттон-Вудская система прежде всего была ориентирована на несколько государств: это Соединённые Штаты Америки, Великобритания, даже в меньшей степени на государства Европы. Нам сейчас нужно создать более современную, более универсальную рамку, которая будет соединять и американские представления о справедливом устройстве экономики и финансовой системы, и английские представления, и представления других партнёров из Европы, российские представления, китайские представления, индийские представления.

«Кризисы будут повторяться»

Глава России подчеркнул, что только в этом случае государства могут быть уверены, что современное регулирование окажется эффективным. В противном случае миру придется преодолевать последствия нового финансового кризиса «через 5 лет, через 10 лет».

- Мы понимаем: в силу цикличности международной экономики рано или поздно кризисы будут случаться. Вопрос в степени их опасности, вопрос в степени их воздействия на ситуацию в мире. Вот это мне представляется очень важным, в том числе и в контексте судьбы международных валют, - отметил он.

Затем президент России подчеркнул, что он не исключает глобальной инфляции.

- Мы сами, я имею в виду - Россия, находимся в очень тяжёлом положении по отношению к другим странам в отношении инфляции. К сожалению, мы не смогли побороть инфляцию до того, до кризиса. Она у нас была в районе, наверное, 8%. После того как мы вынуждены были пойти на частичное ослабление курса рубля, некоторые процессы ускорились. Общее количество денег в экономике стало больше. В результате инфляционное давление усилилось. И по этому году мы прогнозировали около 13% инфляции, что, конечно, за пределами возможного.

Президент подчеркнул, что одной из главных задач России является снижение инфляции.

-  Кстати сказать, для нас последние месяцы оказались, может быть, более благоприятными, у нас инфляция замедлилась и, по всей вероятности, по итогам года будет ниже, чем мы предполагали, - отметил он. - Но это всё равно высокая сумма, потому что мы занимались так называемым таргетированием инфляции и хотели, чтобы она вышла на какой-то приемлемый уровень – скажем, 5-6%. В этом году она, конечно, такой не будет, но мы будем стараться всеми возможными средствами влиять на ситуацию с инфляцией, потому что это очень важно для нашей экономики, и для мировой экономики очень важно.

В финале интервью глава государства отметил, что, на его взгляд, в текущей ситуации угроза ускорения инфляционных процессов в мире в настоящий момент присутствует.

- Её результатом может быть всё что угодно, в том числе и проблемы в банковской сфере, - заключил он.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах