Но мало кто знает, что инвесторы оставили за собой право не вкладываться в развитие энергомощностей в том объеме, в котором действительно нуждается наша страна. Это может привести к тому, что за гораздо большие деньги мы получим то же качество (а точнее, его постепенное схождение на нет) обслуживания домов электричеством.
Руководитель отдела исследований электроэнергетической отрасли Института проблем естественных монополий Наталья Порохова:
— Миф о низких ценах на электроэнергию в России не соответствует действительности. Средний уровень цен для промышленности в России на текущий момент составляет 6,4 центов за кВт-ч, т. е. уже сегодня цены на электроэнергию для промышленных потребителей соответствует аналогичным показателям в США и Китае. А через 3 года, с учетом роста в 1,8-2 раза, они могут стать выше среднеамериканских в 1,5 раза и таким образом приблизиться к европейскому уровню. Отмечу, что такие цены на электроэнергию не соответствуют уровню социально-экономического развития страны. Плюс, столь высокие цены на электроэнергию не соответствуют одному из самых высоких в мире уровню обеспеченности собственными энергоресурсами.
Напомню, в последний день работы Правительства Виктора Зубкова было принято решение о значительном увеличении прогнозных уровней роста тарифов естественных монополий, в т. ч. на электроэнергию — 26% в 2009 г., 22% в 2010 г., 18% в 2011 г. В результате за три года цены на электроэнергию вырастут в 1,8-2,0 раза. Обусловлен пересмотр был ростом прогнозируемых цен на топливо, в первую очередь газ, и ростом потребности отрасли в инвестициях.
Правда, второй аргумент выглядит немного странно. Решение о пересмотре цен совпало с окончанием реформы РАО «ЕЭС России», лозунгом которой было проведение обновления мощностей не за счет тарифа, а за счет денег частных инвесторов. При таком темпе роста тарифов можно было и не реформировать РАО «ЕЭС России», сохранив преимущества одной компании в части контроля над инвестиционным процессом в отрасли.
Если провести расчет на основе прогнозируемого роста цен на электроэнергию и топливо, принять ежегодный рост внутренних нетопливных издержек в энергокомпаниях на уровне 10%, то рентабельность в среднем по отрасли возрастет до 17 — 22%. Для электроэнергетики это довольно высокий показатель. Если государство своими тарифными решениями обеспечивает энергокомпаниям такую рентабельность, то взамен оно должно иметь гарантии выполнения запланированных инвестиционных программ. Но риск невыполнения инвестпрограмм достаточно высок. Обязательства генкомпаний по реализации инвестпрограмм закреплены договорами на поставку мощности, которые позволяют добиться полной отмены обязательств в случае, если отклонения параметров социально-экономического развития России от тех, которые учитывались при разработке Инвестиционной программы, превышают 30% (темпы инфляции; темпы либерализации рынка электроэнергии).
Не стоит также забывать о том, что в соответствии с 5-летней Инвестпрограммой, анонсированной в 2006 г., уровень вводов энергомощностей РАО «ЕЭС России» за 5 лет должен был составить 34 ГВт, но, несмотря на значительное увеличение финансирования, ежегодные вводы остались на прежнем уровне, и на текущий момент отставание по вводам составляет 30%.
Существуют аналогичные опасения насчет исполнения Инвестпрограммы на 2008 — 2012 гг. Из 14,5 ГВт, запланированных к вводу до 2012 года программами ОГК1-ОГК6, по 3,5 ГВт парогазовых станций и 1,3 ГВт угольных станций до сих пор не проведены тендеры и не определены поставщики оборудования.
Если, в соответствии с заявлением министра энергетики РФ Сергея Шматко, которое он сделал в прошедшую пятницу, сроки вводов будут откорректированы, то и уровень роста тарифов необходимо пересмотреть, так как низкие цены на энергоресурсы являются конкурентным преимуществом экономики России.