В зависимости от региона и населённого пункта он составит от 10 до 30% (в среднем 20-25%). Подорожает всё: квартплата, отопление, электроэнергия, горячая и холодная вода, газ, транспорт.
Псевдооправдание
Реальные денежные доходы населения и в лучшие-то годы отставали от темпов роста тарифов (см. график), а теперь и подавно. Казалось бы, в условиях кризиса тарифы можно было бы притормозить, чтобы дать передышку населению. Но этого не случилось. Почему?
— Например, рост расценок на отопление, электроэнергию и горячую воду связан с повышением цен на газ, на котором работают многие электростанции, — объяснил «АиФ» Илья Долматов, директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий ГУ-ВШЭ. — А цены на газ повышаются потому, что согласно действующей программе они должны быть постепенно приведены к уровню мировых — это обеспечит равную доходность экспортных и внутренних поставок. Рост тарифов связан и с падением выручки энергокомпании в 2009 г. из-за снижения потребления электроэнергии. Если не компенсировать его, под угрозой может оказаться реализация проектов по строительству новых мощностей.
Людям кажется, что если государство будет больше вмешиваться в тарифную политику, то цены на оплату услуг того же ЖКХ снизятся. Так ли это? Где-нибудь ещё есть такое вмешательство?
— Несмотря на то что в США власти регулируют всего 5-10% цен, Межштатная энергетическая комиссия может потребовать от компании доказательств, что эти цены обоснованны, — рассказал Михаил Гельвановский, директор Национального института развития РАН. — А в Швейцарии вообще государство регулирует до 50% всех цен, включая услуги ЖКХ и электроэнергетику.
В Германии антимонопольное ведомство имеет право при подозрительных колебаниях цен сначала возвращать их на место, а затем уже проводить расследование. В России пока такая система не отлажена.
Что внутри?
Затраты, которые закладываются в тариф, могут сильно отличаться от реальных.
— Это система всеобщего вранья, — считает Сергей Сиваев, эксперт Института экономики города. — Например, в тариф закладывается 15% потерь при передаче воды по водопроводам (к слову, в реальности эти потери ещё больше): сети — дырявые. Денег на ремонт водопровода не хватает, и всё становится только хуже. Притом потребители готовы были бы заплатить эти деньги, но для этого надо точно знать, куда они пойдут и что получится в итоге. А у нас всё это непрозрачно.
Максимальную планку тарифов в нашей стране устанавливает Федеральная служба по тарифам.
— Но проверить экономическую обоснованность и эффективность всех расходов очень тяжело, — пояснил И. Долматов. — Нужен ещё и общественный контроль. Сейчас готовится соответствующее постановление правительства. Если его примут, то естественные монополии обяжут в открытом доступе публиковать данные о своих расходах, инвестпрограммах, их эффективности — например, доказательства того, что в будущем за счёт дешёвой электроэнергии новых станций тариф станет ниже.
Но пока этого нет, потребители вынуждены платить, сколько скажут.
— Фактически у нас сейчас сложились две экономики — рублёвая и долларовая, — заверил М. Гельвановский. — Одна работает на внутренний рынок, другая — на экспорт. Рублёвая, в свою очередь, тоже делится на две части. В одной правят бал цены естественных монополий, где конкуренции, а следовательно, и рынка нет по определению. Здесь в цены включены и ничем не оправданные гигантские зарплаты менеджеров, и огромные потери из-за бесхозяйственности и непродуманной политики управленцев, и непрофильные активы. Вторая часть — немонополизированная, но и здесь конкуренция блокируется тучей посредников, прочно занявших место между производителями и потребителями. Вот и судите, какой «рынок» у нас сформировался. А население вынуждено «переваривать» и неподъёмные тарифы, и завышенные в разы цены на молоко и лекарства. И делать это людям всё труднее.
Рост тарифов для населения в 2010 г. (в среднем по России) | |
Электроэнергия | 10% |
Природный газ | 15% (в два этапа — с 1 января и с 1 апреля) |
Тепловая энергия | 15% |
Данные ФСТ | |
Справка. Регионы имеют право по согласованию с ФСТ увеличивать тариф, чтобы включить в него расходы на свои инвестиционные программы. Тарифы на квартплату и коммунальные услуги устанавливаются регионами и муниципалитетами самостоятельно. |
Рост тарифов ЖКХ* (в % к предыдущему году) | Рост реальных денежных доходов населения (в % к предыдущему году) | |
2004 | 23,5 | 11 |
2005 | 32,7 | 12 |
2006 | 17,9 | 14 |
2007 | 13,8 | 13 |
2008 | 16,4 | 2,9 |
2009 | 19,4 (январь — ноябрь) | -0,4 (январь — октябрь) |
Источник: Росстат. * Электроэнергия не включена |