Один из ста памятников мирового значения из «охранного списка» ЮНЕСКО, представляющий эпоху конструктивизма XX в. и построенный по проекту архитектора Константина Мельникова, — сегодня бесхозный и разрушающийся.
Между тем правительство Москвы за счёт средств бюджета города давно решило провести в здании ремонтно-реставрационные работы. Ведь уже около 10 лет сценическая площадка не работает, хотя ещё в 1996 г. была отдана «Театру Романа Виктюка». Предполагалось в 2008-2011 гг. реконструировать бывший Дом культуры, не отступая от проекта Мельникова. Но, едва начавшись, работы были остановлены.
— Дом нуждался в ремонте, уже когда его передали Роману Виктюку, — рассказывает директор театра Игорь Краснопольский. — Но бюджетных денег на реконструкцию тогда не было, и Роман Григорьевич решил сам искать инвесторов. На поиски ушло несколько лет, и вот появился «СтройСпецПроект». Организация пообещала провести работы, за это попросила помещения под офис. А дальше — вероятно, Виктюка обвели вокруг пальца? Надо сказать, что существовавшая тогда практика назначать худруков театров директорами и приводила к подобным чудовищным ошибкам. Здание было сдано «Москомнаследием» «СтройСпецПроекту» до 2021 г. Похоже, получив офисные помещения, про театр «забыли». Зато работающий здесь ресторан «Бакинский дворик» плюс к полученным 357 м2 «пристроил» ещё метров триста! По странной случайности на меня и Виктюка были совершены нападения с избиением! В обоих случаях заведены уголовные дела, они до сих пор не закрыты, но «воз и ныне там». И я не представляю, что или кто может заставить предпринимателей освободить помещения, чтобы можно было продолжить ремонтные работы.
Таким образом, в здании на Стромынке, ещё в прошлом веке подлежащем немедленной реконструкции, по сей день 24 часа в сутки работает ресторан на 300 человек. И освобождать помещения, видимо, не собирается до 2021 г. Получается, спектакли там давать нельзя, т. к. здание не соответствует нормам безопасности, а кормить людей круглые сутки можно? Любопытно, санитарные нормы соблюдаются? Во дворе, а именно в охранной зоне памятника архитектуры и культуры стоят авто и мусорные баки. При этом за землю платит не ресторан, а театр, тратя бюджетные средства. Состояние же здания продолжает ухудшаться: ещё больше ослабли фермы-перекрытия да и другие несущие конструкции, по-прежнему осыпается штукатурка и отваливаются кусками стены. Мельников в 1930-х гг. называл своё творение «оружейным залпом с прицелом в будущее». Оно было предназначено для культурного досуга рабочей молодёжи, для её лучшей жизни. Похоже, такая жизнь наступила, но вместо театра москвичи могут пойти в ресторан.