— Если клиент вовремя не внёс платёж по кредиту, то уже после нескольких дней банк вправе требовать с него уплатить штрафы и пени, которые прописаны в договоре, — рассказал «АиФ» начальник управления потребительского и автокредитования крупного банка Денис Сергеев. — Если клиент пропустит все возможные сроки оплаты, то деньги будут взыскивать через суд, либо банк передаст свои права по такому кредиту специализированному агентству по сбору долгов. Кроме проблем с судебными инстанциями и коллекторскими агентствами, неплательщику грозит еще и «подпорченная» кредитная история, и после этого ему вряд ли где-то удастся взять заём.
Если же с клиентом что-то случилось, что помешает ему исправно платить по кредиту, необходимо незамедлительно сообщить об этом в банк, можно даже через третье лицо. Скорее всего, тогда и пени не начислят, и срок платежа перенесут на пару месяцев.
— Если клиент не предупредил о возможной просрочке заранее, то банк начислит пени, и снять этот штраф будет практически невозможно, — объяснил директор департамента розничных банковских продуктов другого банка Эмиль Юсупов. — Вообще же, выдавая долгосрочный кредит, банк рассчитывает всевозможные риски, поэтому у заёщика часто требуют страхования жизни и потери трудоспособности. При наличии страховки, если платежа задержали в связи с тяжелой болезнью (например, при получении инвалидности), затраты по выплате взносов понесёт страховая компания. Но надо помнить, что возмещение уже начисленных штрафных санкций не входит в лимит страхования.