При этом его интересы всегда лежали в области реальной экономики и реализации масштабных бизнес-проектов. Недавно Сергей Веремеенко стал главой комиссии по туризму и индустрии гостеприимства Российского Союза промышленников и предпринимателей. 23 марта он провел первое заседание обновленной комиссии. О том, какие перспективы он видит в развитии туристической отрасли России и чем непосредственно будет заниматься его комиссия, наш сегодняшний с ним разговор.
— Сергей Алексеевич, выбор пути бизнесмена всегда продиктован какими-то соображениями. Пословица «Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше» находит в этой сфере свое воплощение?
— Думаю, что только отчасти. Для предпринимателя всегда крайне важны масштабы поставленных задач. В свое время был популярен тезис ныне подзабытого В. И. Ленина про поиск главного звена, потянув за которое можно «вытянуть всю цепь». К примеру, сейчас, когда кризис и смена укладов и традиционных способов хозяйствования потрясает мир, своего рода волшебной палочкой становится большой туризм. Именно большой туризм, я бы даже сказал глобальный, а ни какой-то другой, местечковый.
— Америку Вы, похоже, в данном случае, не открыли. Разве не на это нацелена федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на
— Да, форумов у нас действительно много: Сочинский форум, Краснодарский, Красноярский, Петербургский... То есть, сплошные форумы, куда едут все, вплоть до министров и губернаторов. Но давайте будем честными: для многих форумы не рабочий инструмент, а своего рода деловая тусовка. Здесь больше хотят себя показать: вот, мол, мы не зря деньги тратим, мы привлекаем инвесторов. Конечно, такое общение нужно, иначе мы все просто задохнемся, но что это дает реального? Возьмите по-настоящему значимых международных инвесторов, про которых столько разговоров. Ведь они практики, что толку с ними говорить, если серьезных заманчивых проектов на форумах мало, результата от встреч нет.
— Упомянутая федеральная целевая программа, утвержденная летом 2011 года, по идее, должна стать практическим руководством для развития туризма в стране.
— С этим никто не спорит, но где отчеты о реализации ФЦП и других проектов? Их нет на сайте Федерального агентства по туризму. Здесь велик разброс самых разнообразных инвестиционных проектов — туристско-рекреационных, региональных. Но за этим многообразием лично я не вижу системных решений по развитию отрасли. А ведь главным звеном, вытягивающим всю цепь, должно быть комплексное решение вопросов. Такой стратегии придерживаются самые успешные в мире туристические холдинги, к примеру, транснациональные корпорации «Gaesars Entertainment Corporation» и «Melco crown group».
— Мы знаем, что в комиссии по туризму и индустрии гостеприимства РСПП Вы стали идеологом и «двигателем» очень серьезных планов. В прошедшем 23 марта заседании Вашей комиссии приняли участие несколько крупных западных инвесторов, вошедших вместе с Вами в созданную в прошлом году компанию «Сочи-Ворлд Центр». На сколько известно, они предложили сразу 15 миллиардов долларов инвестиций в туриндустрию страны — и это только в курорты Сочи.
— Могу уточнить: потом, когда на место будущей Олимпиады приехала наша группа инвесторов, они сказали, что в Сочи они готовы вложить более 20 миллиардов! Мы расписали все на этапы, как должно быть, предложили пошаговый комплекс мер. Все это сейчас видоизменяется и корректируется, потому что проект так и не запущен в силу разных причин.
Большой бизнес требует масштабного мышления. Хотите пару цифр? По прогнозу Всемирной организации ООН по туризму UNWTO (World Tourism Organization ), к 2020 году количество организованных путешественников вырастет до 1,6 млрд. человек. Все понимают, что Россия, занимающая, по оценкам UNWTO, пятое место на земном шаре по туристскому потенциалу, это золотое дно. Руководитель крупного инвестфонда «Apollo» Эрик Прес прямо мне говорит: «Если в России будет проект на сто миллиардов долларов, то я к тебе прилечу на два часа из любой точки мира и чек на эти сто миллиардов подпишу!» Это говорит о том, что при всем, казалось бы, обилии предложений, большие деньги в мире некуда вкладывать, нет крупных интересных проектов. Сегодня туризм — это реально бизнес номер один, он потенциально превосходит топливно-энергетическое направление. Люди ездят и тратят огромные деньги, потому хлеба становится больше, значит нужно больше им предоставить и зрелищ.
При этом, конечно, надо понимать, на какую отдачу от проекта крупный инвестор рассчитывает. За смешными, как мы говорим, деньгами он в Россию не поедет. Если мы посмотрим официальную статистику Краснодарского края, то от 9,5 миллионов бывающих здесь ежегодно туристов, выручка составляет всего 700 миллионов, то есть получается, что каждый отдыхающий тратит за весь свой отпуск на юге всего навсего... 70 долларов. Это что за туристы такие? Мы спрашиваем местных чиновников: а где они тратят, дайте расклад? А нам отвечают: ведь они сами же тратят, вот мы и не можем посчитать, где. С такими подходами инвестора только отпугнешь!
— А в тех инвестиционных проектах, которые сейчас разрабатываются Вами и инвесторами, каковы планируемые цифры доходности?
— По нашей модели туристы тратят две тысячи долларов на человека. Надо понимать, какого уровня команда намерена придти в Сочи. Мне доверили стать председателем Совета директоров финансовой группы «Сочи-Ворлд Центр», куда помимо российского участника Фонда содействия развитию регионов входят такие известные в мире структуры как «Голдман Сакс», инвестфонд «Apollo», «Global Leisure Partners», «Power Network Investment Corp». Мы организовали компанию, которая будет строить на свои деньги, и плюс будет заемный капитал привлекать. Мировая практика нам дает достаточно примеров высокорентабельных для инвестора и страны базирования вложений: Макао — туристическая Мекка на побережье Южно-Китайского моря с шести миллионами туристов в год, место, где круглосуточно работают 9 казино, бары, рестораны, клубы, торговля; это «Эдмонтон молл» — самый большой в мире интегрированный комплекс семейного и корпоративного туризма и другие. Всё это создано по законам бизнеса — и прекрасно несет золотые яйца.
Или возьмем известную российским зрителям по фильмам о казино столицу развлечений — Лас-Вегас. Он в нашем сознании связан лишь с рулеткой, с азартными играми. Однако важно понять, что не игровой бизнес там главный. Серьёзные доходы идут от конференций, trade-show, всевозможных выставок и т.д. Только одна канадская певица Селин Дион концертами в Лас-Вегасе приносит пятьсот миллионов долларов! Фишка индустрии развлечений в том, что если ты с семьей приехал туда, то ты уже долго не выйдешь из этого притягивающего мира отдыха и удовольствий. Там, кстати, дешево очень всё, там накормят-напоят-развлекут — фуршеты тянутся по три километра. При отличном сервисе в Лас-Вегасе ты потратишь в несколько раз меньше, чем в нашем Сочи, где тебе и дороговизна, и сервис, при котором тебе еще и нахамят...
— Хотите, наверное, сказать, что извечные российские проблемы и препоны мешают развивать бизнес в нашей стране?
— Что и говорить, в России препон — пропасть. Я вот, к примеру, решил поехать в Мексику, на компьютере набрал — и через 15 минут въездная виза у меня на экране. Решили же мексиканцы этот вопрос, а раньше надо было ждать визы у них в консульстве 15 дней. Кому нужен такой отдых? Разве я поеду туда, где визу надо несколько недель получать? У нас в стране вообще самое длинное оформление документации. Вот и Владимир Путин говорил на форуме в РСПП, что иные разрешения и документы возможно за
— Если вернуться к Вашему проекту в Сочи. С чего он начинался и на какой стадии находится?
— Отчет следует вести от декабря 2010 года, когда мы собрались с крупными международными инвесторами — такими, как Ёрл Ротман, акционер одного из крупнейших инвестиционных банков, совладелец такого же инвестиционного банка в Китае; мой товарищ по компании «Арметоргинвест» Лев Карп и другими. Там же был Марк Хармс, владелец «Global Leisure Partners», который организовал более ста миллиардов инвестиций в разные страны мира — занимался покупкой фондом «Apollo» крупнейшего мирового туроператора «Caesars Entertainment Corporation», вкладывал 10 миллиардов в Макао. Зачастую Марк, как инвестиционный банкир, привлекает собственные средства и сам участвует в этих сделках.
Мы обсуждали вложение инвестиций в различные отрасли, и, как обычно, что-то искали, ведь инвестиционные банкиры и люди подобного профиля на месте не стоят — мгновенно находят и вкладывают средства. Мы пересмотрели много проектов: дорожные, газпромовские, но для вложения в них у нас ничего не было готово как всегда. И я рассказал про Сочи как про очень перспективное направление. После встречи мы продолжили общаться на эту тему. На следующей нашей встрече в Лондоне Марк признался, что тогда у него возникло просто фантастическое чувство радости, что можно сделать этот проект...
— Разумеется, ведь Олимпиада сама по себе должна дать хороший поток туристов, поможет раскрутить Сочи как международный бренд.
— Олимпиада, по большому счету, палка о двух концах. Потому что, по статистике, сразу после Олимпиады в принимавших ее городах происходит стагнация. И в нашем случае опасность заключается в том, что после пышного праздника спорта ежегодно придется тратить порядка 3 миллиардов долларов на поддержание всей этой построенной к олимпиаде инфраструктуры. Такие затраты способен закрыть лишь непрерывный поток туристов — порядка
— Идея, вроде бы, лежит на поверхности, тем более, что в Сочи вложены огромные инвестиции...
— Разница лишь в том, что у нас принято строить объекты. А за рубежом строятся модели бизнеса. Именно под них привлекаются деньги, делается огромная финансовая отдача. Нужно ведь суметь организовать после Олимпиады громадный поток туристов — причем, как я уже сказал, с тем, чтобы каждый турист, в зависимости от страны, потратил на поездку от двух до трех тысяч долларов. Ну, представьте, что если приезжает 50 миллионов человек, то это порядка 150 миллиардов полученных в страну долларов. Обдумывая инвестиции в Сочи, мы посмотрели на город именно с позиций его дальнейшей посещаемости — ведь, чтобы турпоток организовать, нужна инфраструктура, нужны операторы и определенные условия, чтобы туда ехали люди. Нужны операторы с профессиональной хваткой, кто будет туда направлять туристов. Если их нет, то будешь только бегать, зазывать и рекламировать, тратить на раскрутку по миллиарду долларов в год — но к тебе туристы массово начнут ездить лишь лет через десять.
— Судя по проработке проекта, составом «звездных» партнеров, за Вами стоит реальная возможность наполнить туристами Сочи?
— Я для начала приведу отвлеченный пример. В прошлом году я был в Греции, и оттуда специально 9 мая прилетел в Сочи, чтобы встретиться с полпредом президента Дмитрием Козаком и губернатором Краснодарского края Александром Ткачевым. В Сочи туристов было не видно, и это на 9 мая! Но Греция в это же самое время была полна русскими, Солонники были забиты соотечественниками. Это поработали туроператоры, организовавшие сюда поток из России и других стран. Поэтому весь бизнес гостеприимства сейчас — это интегрированный «резорт», куда, как в Макао, большой поток привлечь должен классный туристический оператор, например тот же «Caesars». У них для этого есть постоянная база на 40 миллионов туристов, плюс 20 миллионов клиентов каждый раз меняются. От нацеленности оператора зависит почти всё. К примеру, чтобы человек сделал выбор в пользу места отдыха, которое на самом деле определено деловыми партнерами оператора, клиентам говорят: вот тебе билет за половину цены и гостиница, наполовину оплаченная за наш счет,— и начинают в нужное направление перенаправлять массы народа.
— Вы хотите сказать, наши пристрастия в сфере отдыха определяются инвестициями и законами бизнеса?
— Разумеется, все корректируется с учетом многих факторов. Но крупные инвесторы и операторы, которые имеют возможность организовать потоки туристов в Сочи, понимают, что их вложения в проект могут быть уникальны в сочетании с морем, с горами и инфраструктурой Черноморского побережья. Разумеется, в таких делах всё крепко просчитано на деньги. А Сочи это еще к тому же 80 миллиардов вложений в олимпийские сооружения, жилье и инфраструктуру. Поищи другое такое место, и поймешь, что никто никогда больше нигде не вложит. Поэтому если только «Caesars» завтра объявит, что он туда направляет туристов, а бизнес узнает, что инвесторы вложили 20 миллиардов долларов в сочинский проект послеолимпиадного туризма, то сразу все авиакомпании начнут заключать договоры на перевозки, трансферы и прочее. Все поймут, что там будет бизнес и что именно там можно зарабатывать. Кстати, тут у России самая прямая выгода и заинтересованность.
Туристический бизнес вызовет резкий подъем экономики края и близлежащих регионов. Опять сошлюсь на исследования UNWTO: для обслуживания трех туристов отрасль создает минимум одно рабочее место. Потребуются гиды и работники сферы питания, горничные и водители, банковские служащие и медработники — люди из разных сфер, вплоть до и утилизаторов отходов и вопросов охраны. С приходом крупного проекта жизнь настолько оживляется, начинают процветать местная торговля и сувенирная промышленность, сфера услуг, пекарни, аптечные сети и прочее. Наполняемость местных бюджетов вырастает в разы... Но, как вы понимаете, это все совершается лишь после тех гигантских финансовых вложений, на которые, кроме нас, едва ли способен бизнес, не привыкший к масштабным вливаниям и инвестициям.
— Ваши проекты и проекты Ваших инвесторов-партнеров связаны, видимо, не только с Сочи?
— Не только. Хотя мы не Ростуризм и всю страну охватывать не намерены. Но, кроме Сочи, перспективными для крупных центров туризма считаем Владивосток с Приморским краем и самую западную область страны — Калининградскую. С Калининградской областью, которая в наших планах называется «Российским центром Европы», есть, впрочем, некоторые проблемы, поскольку там инфраструктура, мягко скажем, слабая. В проектах такого масштаба развитие инфраструктуры — прерогатива государства, ни один инвестор за создание инфраструктуры никогда не платит. И, тем не менее, мы полагаем, что Правительство РФ и мировые лидеры глобального рынка отдыха и развлечений могут сообща подумать о софинансировании этого крайне важного для страны для создания инфраструктуры в целях обеспечения туристического потока в 15 миллионов человек в год.
Другим нашим будущим направлением мы считаем «Российский Гонконг» в Приморском крае, который сможет принимать свыше 10 миллионов туристов. Официально этот проект называется «Владивосток — Центр Тихоокеанского туризма». Почему тот же Китай может позволить себе строительство 25 интегрированных курортов у себя, а мы нет? Наши западные партнеры по бизнесу готовы инвестировать в Приморье.
— А вы не боитесь, что рядом такие известные конкуренты — Гонконг, Сингапур, Макао?
— При масштабном подходе лидеров мировой туриндустрии это все согласовывается, в том числе и распределение турпотоков. У нас полгода ушло на то, чтобы согласовать с китайским правительством, что они «завернут» в Приморье из Поднебесной 12 миллионов своих туристов. Потому что Япония тоже хочет строить два огромных туристских комплекса. Но в Китае говорят: зачем нам отправлять сорок миллионов китайцев в Японию и кормить своего исторического конкурента, давайте лучше русским часть туристов отдадим. Подобно западным, азиатские бизнесмены готовы вкладываться в наш приморский проект. В сентябре прошлого года я возил своих деловых партнеров к тогдашнему губернатору Приморья Сергею Дарькину. Договорились в этом году встретиться за границей с ним и потенциальными инвесторами. Но, как вы знаете, Дарькин ушел в отставку. Теперь будем начинать прорабатывать этот вопрос с новым губернатором.
— Скажите, а как быть с конкуренцией внутри страны? Ведь в том же Сочи на роль «главного туристического агента» претендует специально созданная государством компания «Курорты Северного Кавказа», она уже получила большие участки земли и правительственные гарантии.
— Меня постоянно спрашивают про конкуренцию. А почему, простите, должна быть конкуренция? Тут объединяться всем надо. Такой пирог огромный. С «Курортами Северного Кавказа», кстати, мы не в противоречиях и готовы тесно работать с ними. Потому что зачем нам проходить тот путь, который руководство этой компании уже прошло? Но я хочу сказать, что без нас никто не обеспечит туда миллионные турпотоки. Никто другой не привезет на Кавказ в таком количестве туристов. Суть-то даже не только в инвесторах и миллиардных вложениях, мы же с глобальными операторами вместе на развитие проекта идем. И в случае реализации планов обучать будем людей для работы в российской индустрии гостеприимства. А это —
— А что конкретно просят Ваши партнеры-западные инвесторы от российского правительства? Они готовы вложить огромные деньги, но на каких условиях?
— Прежде всего, это льготное налогообложение, то есть условия особой экономической зоны. Если говорить о Сочи, то желательна игровая лицензия — без неё любой развлекательный комплекс теряет часть привлекательности. Но в регионах средней полосы и Урала она отнюдь не обязательна, правильно выбранные модели бизнеса позволят там наладить вполне успешный туристический бизнес. Ну и, естественно, туристическая зона должна быть. Должен появиться свободный въезд и выезд для интуристов, то есть виза должна ставиться прямо в аэропорту. Вот основное: преференции по налогам, ну, и, конечно, предоставление инфраструктуры, никто не будет начинать на пустом месте. В Сочи, где она уже есть, требуются просто участки земли и часть объектов, в которые капиталы можно вложить — те же стадионы, которые мы перестроим в развлекательные комплексы. Мы построим там три огромных билдинга, таких, как «Эдмонтон Молл» в Канаде. Понимание всего этого есть. Есть и расчеты.
— И самое главное, какое отношение российских властей к Вашим предложениям и предложениям мировых лидеров туристической индустрии? Разумеется, инвестиции в десятки миллиардов долларов оказались бы весьма кстати бюджету при нынешней ситуации...
— На всех уровнях о наших проектах уже говорят, и все понимают, что это не просто бизнес, а это бизнес, уровень которого просто фантастический. Но Россия, как вы знаете, страна специфическая, порой легче с Китаем договориться, чем достучаться до чего-то через наших чиновников. Проекты мирового уровня с использованием миллиардных зарубежных капиталов не делаются без самых высоких гарантий, в мире крупных инвестиций не бросают деньги на ветер. Переговоры о гарантиях сегодня идут, как я уже отметил, на всех уровнях. Но, как сказали мои партнеры, мы верим всего одному человеку в стране — Владимиру Путину. Потому что в России человек на ступеньку ниже может и принять решение, но где уверенность, что он потом его не отменит? Поэтому и разрешение на строительство в стране трех центров туризма мирового класса должно быть со стороны высшего руководства. Вокруг наших предложений возможны споры и даже ревность, но мы надеемся, что государственный подход всё-таки восторжествует.