Объяснить иностранцу, что это такое, сложно: это слово даже на другие языки не переводится, так и пишется — dacha; а благодаря Чехову хорошо известно за пределами нашей родины. Иностранцам в большинстве своем сложно понять то, зачем городскому человеку, имеющему в городе дом для постоянного проживания, нужны эти домики, в которых целый год никто постоянно не живет, но где летом, по выходным, когда города пустеют, бьет ключом бурная жизнь. Иностранцы воспринимают это как еще одну русскую загадку.
Массовое «переселение народов» начинается с наступлением первого тепла — за город едут кастрюли, тазики, одеяла, подушки, детские игрушки, летние книжки (особый род литературы, которую можно читать в гамаке под стрельбу соседской газонокосилки), бабушкино вязанье, постельное белье, резиновые сапоги, удочки, пледы, шерстяные носки, средства от ползающих и летающих насекомых, машинка для закрутки банок и, конечно же, телевизор. Оставлять все это на зиму на даче нельзя: могут унести, а потому каждый переезд — это несколько «ездок» с вещами, когда легковушка забивается под самую крышу, а уже последними едут бабушки и дети с оставшимися узлами, продуктами и кошкой/собакой на коленях.
Но, случается, дачные радости омрачаются разного рода проблемами. На прошлой неделе «обнесли» соседскую дачу, куда уже была перевезена первая порция имущества. Соседи вернулись через неделю — дверь аккуратно прикрыта, но вынесено всё, осталась разве что мебель, которую трудно было унести незаметно. Особенно грустно, если хозяин дачи — милиционер...
В начале мая раскурочили дверь дома на соседней улице — прямо средь бела дня. Взять воры ничего не успели (видно, спугнули), но дверь восстановлению не подлежит. А прошлое лето вообще стало кошмаром для дачников всей средней полосы России. Например, в соседнем Луховицком районе огонь уничтожал целые населенные пункты, мужчины в еще не тронутых дачных посёлках, задыхаясь от дыма, дежурили по ночам. Для нашего посёлка апогеем прошлогоднего кошмара стал декабрьский «ледяной дождь» — на дом упала старая береза, повредив крышу, выбив окно и практически раздавив летнюю террасу. Хорошо, что Матвеевна (Ивановна, Степановна и т.п. — нужное вписать), которая живет в поселке круглый год и за разумную плату присматривает за домом, сразу успела позвонить! Но все равно ремонт обошелся в немалую сумму.
Так что хлопот с дачей хватает.
Предвидеть, что может произойти с нашим загородным имуществом завтра, мы не можем, стеречь его от воров некому, ближайшая пожарная часть находится от нас километрах в 15, а денег на то, чтобы в случае чего построить новую дачу, у нас нет. Поэтому на семейном совете было принято решение ее застраховать. По наивности своей мы полагали, что стоимость страховки нашего дома примерно сопоставима со стоимостью полиса КАСКО на машину и, скрипя зубами, выделили соответствующую сумму из семейного бюджета.
Но, когда вызвали из страховой агента, выяснилось, что сравнение наше было абсолютно беспочвенным. Dacha же не ездит по дорогам, да и угнать ее невозможно, так что вероятность наступления страхового случая с нашим недвижимым имуществом значительно ниже, чем с автомобилем. В итоге годовой полис компании РОСГОССТРАХ обошелся нам около 19 тыс. рублей с рассрочкой на два платежа.
Что мы застраховали за эти деньги? Двухэтажный деревянный дом с отделкой, оборудованием и встроенным гаражом — 1 шт., хозблок — 1 шт. В нашем случае полис оказался дороже, поскольку на первом этаже у нас установлен камин, а игры с огнем в деревянном доме — это опасное удовольствие. Как ни странно, неожиданно для себя застраховали даже забор — оказывается, это тоже возможно. Нынешней зимой у соседки Валентины Николаевны бомжи разобрали забор на дрова, неделю дом простоял, как голый. Хорошо, что дом у них зимний, кирпичный, и хозяева на выходные приехали. Сколько сегодня стоит поставить новый забор (материалы + работа), да еще срочно, владельцы дач знают. Деревянный забор на наших 10 сотках оценили в 240 тыс. рублей, а заплатили мы за него чуть дороже 2 тысяч рублей.
Эх, вишневого сада у нас нет, а то бы застраховали и его! Оказывается, это тоже возможно.
От каких опасностей мы застраховали свою дачу? Для нас, конечно, главным было получить защиту от самого разрушительного риска — пожара. Уж больно нас напугал прошлогодний кошмар — по всей стране тогда более 2,5 тысяч людей из-за массовых пожаров потеряли свои дома. Но страховать дом только от пожара, раз уж ты взялся покупать полис, как-то глупо: кто его знает, что завтра может произойти (тем более, что опыт есть — дерево на нас уже падало). Так что купили полис от всех рисков сразу. Теперь мы не боимся ни стихийных бедствий, ни аварий инженерных систем, ни преступления против собственности, ни взрывов и пожаров. Вернее, боимся-то мы их по-прежнему, но уж, по крайней мере, в случае чего страховая нам заплатит. Так получилось даже дешевле, чем выборочно страховать риски по-отдельности.
Можно было, конечно, подъехать в офис и купить полис без осмотра, просто выбрав страховку на предложенную сумму. Но мы предпочли вызвать агента домой, чтобы потом не возникало вопросов, что и сколько стоило и где стояло. Агентом оказалась молодая женщина, которая объяснила нам все на пальцах — что мы страхуем, какую защиту получаем, составила подробную опись имущества, рассказала, что делать, если произойдет беда. Кстати, как выяснилось, не мы одни оказались такими предусмотрительными: по ее словам, сразу после прошлогодних пожаров число обращений в РОСГОССТРАХ за страхованием имущества резко выросло — люди ясно увидели, к чему может привести беспечность. РОСГОССТРАХ выплатил тогда пострадавшим больше всех — 180 млн рублей, поскольку практически все погорельцы, имевшие полис, оказались застрахованы именно в этой компании. Правда, таких все же было немного — застрахованы были не больше 30% сгоревших домов. Но этим нас не удивишь — предусмотрительность и практичность наших соотечественников давно уже стала притчей во языцех.
В нашей семье традиция дачного отдыха пошла от бабушки — это она еще в
Я очень люблю свою бабушку, но финансовый романтизм мне несвойственен. Поэтому традиция страховать свое имущество в нашей семье, видимо, начнется с меня.
При страховании имущества, особенно объектов недвижимости, зачастую возникают сложности с его оценкой. В год