Казалось бы, в кризис претензий к банкам у россиян должно было стать ещё больше. По крайней мере, поводов для этого было предостаточно — и увеличение кредитных ставок в одностороннем порядке, и несвоевременная выплата вкладов, и даже неработающие банкоматы и закрытые филиалы. Поэтому суды, адвокаты и всяческие общества защиты потребителей ожидали буквально наплыва желающих отыграться на банкирах.
Но не тут-то было: по данным Роспотребнадзора, в
Что радует, нарушения не прошли незамеченными, а соответствующие жалобы были удовлетворены. Более того: по сравнению с прошлыми годами гораздо больше споров между банками и физлицами заканчивается в пользу последних, и всё меньше кредитных организаций решаются обжаловать первоначальные постановления суда.
«Если в 2007 году кредитные организации, привлеченные к ответственности за несоблюдение законодательства о защите прав потребителей, обжаловали 58% постановлений по делу об административном правонарушении, а в 2008 году — 65%, то в 2009 году ... соответствующий показатель снизился до 55%», — сказано в сообщении Роспотребнадзора. Что касается статистики первоначальных судебных решений, «общее количество принимаемых в пользу Роспотребнадзора судебных решений выросло по сравнению с 2007 годом сначала почти в 3 раза (2008 год), а в 2009 году — еще на 70%».
За что же засуживают и так потрепанных кризисом банкиров? Чаще всего за то, что они всеми правдами и неправдами пытаются соскрести с клиента как можно больше. Например:
За скрытые комиссии
Ещё в
Раньше таким хитрым способом банкам удавалось доводить реальную кредитную ставку от указанных в прайсе 15% до 50%, а то и до 70%; и, по некоторым данным, почти половина банковских доходов состояла именно из таких вот комиссий. Сейчас ситуация более или менее нормализовалась, поскольку и судам, и правозащитникам, да и самим банкирам пришлось долго и упорно разъяснять заёмщикам их права. Тем не менее мелкие кредитные организации до сих пор не гнушаются подобными методами, особенно в сложных условиях экономического кризиса.
За незаконные комиссии
17 ноября этого года президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) постановил, что банки не имеют права взимать с заёмщика плату за открытие и обслуживание ссудного счета. В договоре эта услуга, как правило, обозначена словосочетанием «обслуживание счёта» или «обслуживание кредита».
Конечно, решение ВАС ещё не является законом и обозначенная строчка может всплыть в любом банковском договоре, но! Теперь, если вы пожалуетесь на это в суд, решение должно быть вынесено в вашу пользу — именно согласно постановлению ВАС.
За изменение ставки по кредиту
В этой ситуации банк ещё может «побрыкаться», но в конечном итоге правда всё равно должна быть на вашей стороне.
Да, поскольку на дворе кризис и всяко может случиться, бак хочет обезопасить свои активы и зачастую включает в договор пункты приблизительно такого содержания: «при невыполнении таких-то условий сделки или при возникновении таких-то форс-мажорных обстоятельств, кредитор оставляет за собой право повысить кредитную ставку без согласия клиента». В качестве форс-мажора при этом может выступать резкое изменение ставки рефинансирования, ухудшение материального положения заёмщика и даже удешевление залогового имущества вследствие кризиса.
Но! На самом деле, не всё так просто. Если заёмщик является не фирмой, а простым работягой — то есть, по-научному, физическим лицом, — вступает в силу закон «О защите прав потребителя»; и согласно ему само по себе включение в договор пункта об изменении ставки в одностороннем порядке незаконно. То есть, чтобы поднять цену кредита, банку придётся заключить с вами некое дополнительное соглашение, в котором будет оговорена новая ставка. А уж в ваших силах на это соглашение не соглашаться.
Кстати, постановление Конституционного суда РФ от 23.02.1999 №
За преследование «вышибал»
В марте этого года Генпрокуратура РФ распространила сообщение о том, что «повсеместно в регионах участились случаи грубых нарушений законодательства в деятельности организаций, специализирующихся на предоставлении услуг по возврату долгов. Нередко их представители допускают противоправные действия по отношению к должникам — физическим и юридическим лицам. Об этом свидетельствуют и результаты проверок, проведенных прокурорами субъектов Российской Федерации».
Под определение «противоправные действия» в данном случае попадает всё, что не укладывается в рамки обычного телефонного разговора в допустимое для этого дневное время. Если вам названивают по ночам, угрожают, присылают письма с обещаниями несладкой жизни или, тем более, заявляются к порогу — жалуйтесь в прокуратуру.
Учтите и то, что коллекторы фактически не имеют по отношению к вам никаких законных прав — кроме как обратиться в суд и требовать вмешательства судебных приставов. А вот ограничивать ваш выезд за границу, списывать деньги с телефонных счетов, изымать имущество и т. п. — это, считайте, уже уголовно наказуемое преступление, и соглашаться на него добровольно ни в коем случае нельзя.