Начало 2009 г. принесло на рынок жилья в Москве и Подмосковье некоторые сюрпризы. Изменился и состав покупателей: все больше сделок приходится на представительниц слабого пола.
Эксперты отмечают, что объем предложения на рынке жилой недвижимости продолжает расти. В апреле в Москве продавали на 6,8% больше квартир, чем в марте. Прежде всего, этот рост происходит из-за увеличения числа дешевого жилья – в апреле его стало на 44,7% больше. Качественное жилье, напротив, уходит с рынка – владельцы пытаются его придержать, пока цены снова не начнут расти. За месяц в количество предлагаемых квартир в сегменте бизнес-класса уменьшилось на 4,9%, в элитном сегменте – на 6,4%. В Московской области общий объем предложения увеличился на 23,4% до уровня 35,4 тыс. объектов. Тенденции здесь аналогичные: дешевого жилья в продаже появляется гораздо больше, чем качественной недвижимости. Так, за месяц объем предложения жилья эконом-класса вырос на 58,0%, а квартир класса «премиум» – на 1,7%.
Выброс дешевых квартир на рынок толкает вниз средние ценовые предложения. Столичная недвижимость за апрель в долларах подешевела на 2,8%, в рублях - на 5,8%. Средняя стоимость квадратного метра жилья составила 5,9 тыс. долл., или 199,1 тыс. руб. В области динамика цен почти в точности повторила столичную: средние цены в городах Подмосковья снизились на 2,7% в долларах и на 5,7% в рублях, до показателя $2,4 тыс. или 81,5 тыс. рублей за квадратный метр. В Москве снижение цен затронуло все административные округа и типы жилья, а в Подмосковье сильнее всего (на 6,2% в рублях) снизились цены на квартиры в домах, расположенных в 30 и более километрах от столицы.
Но все же дешевое жилье не так сильно, как можно было бы предположить, влияет на ситуацию с ценами. Дело в том, что за последнее время изменилась и структура спроса. Если раньше покупатели «сметали» самые дешевые квартиры с низкими потребительскими характеристиками, то теперь предпочитают недорогое, но качественное жилье. «Хрущевки» и старые панельные девятиэтажки, в изобилии выставляемые на продажу в последнее время, к таковому явно не относятся. В настоящее время интерес покупателей к ним невысок, поэтому маловероятно, что ожидания продавцов о быстрой реализации дешевых квартир в обозримый период будут оправданы. Возможно, это связано с тем, что при покупке жилья люди все чаще начинают оценивать то, насколько оно со временем сохранит свою цену. Ведь лучше заплатить немного больше сейчас, но 10-15 лет иметь в собственности ликвидный и не слишком упавший в цене объект.
Чтобы понять, с чем связаны эти изменения в сознании покупателей, обратим внимание на еще одну интересную тенденцию этого года – увеличение количества женщин среди покупателей недвижимости. В первом квартале доля представительниц слабого пола, покупающих квартиры в столице, увеличилась на 18% по сравнению с аналогичным показателем 2008 г., и составила 39%. Традиционно покупателями жилья в Москве всегда являлись мужчины. В прошлом году они совершили 79% покупок квартир, а годом раньше на их долю приходилось 73% сделок с жильем. Но в первые три месяца 2009 г. дамы чаще приобретали двухкомнатные и трехкомнатные квартиры в Москве в районах третьего транспортного кольца и дальних станций метро. На такие покупки приходилось 82% сделок. При выборе квартир женщины стали меньше внимания уделять таким факторам, как наличие поликлиники, детсада или школы, которые ранее вызывали особый интерес слабого пола. Пприоритетным для покупательниц стало наличие магазинов, близость станций метро и хорошая транспортная доступность района. Покупательницы гораздо старше покупателей. На долю женщин в возрасте от 41 до 57 лет приходилось 26% всех покупок недвижимости в Москве, а в возрасте от 25 до 40 лет - только 7%. Может быть, взрослые женщины более взвешенно оценивают целесообразность своих покупок и не бросаются на что попало, лишь бы подешевле?