Соседи убитых: Pussy Riot ни при чем
Тела 76-летней пенсионерки и ее 38-летней дочери были обнаружены в квартире одного из домов в Казани. По данному факту следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство двух и более лиц).
По версии следствия, женщины совместно жили в одной квартире, сама семья характеризуется, как благополучная. На настоящий момент известно, что убийство произошло в период с 24 по 26 августа. Смерть женщин наступила от множественных ножевых ранений, сообщает пресс-служба СК РФ по Республике Татарстан. На месте преступления на стене квартиры была обнаружена надпись, сделанная предположительно кровью: «Free Pussy Riot».
Адвокат участниц Pussy Riot Николай Полозов заявил о том, что к его подзащитным двойное убийство не имеет никакого отношения. «Произошедшее в Казани ужасно. Pussy Riot всегда были за ненасильственный протест. Этот случай — либо чудовищная провокация, либо психиатрия», — написал Полозов в своем микроблоге в Твиттере.
По словам людей, близко знавших погибших, те никогда не отличались особенной набожностью и вели замкнутый образ жизни. Старшая была пенсионеркой. Знакомые утверждают, что она никогда не открывала входную дверь без предупреждения о визите по телефону. Ее дочь работала страховым агентом и тоже имела крайне узкий круг знакомых. Жильцы дома, где жили убитые женщины заявили, что погибшие не имели ни малейшего отношения к скандально известной группе Pussy Riot.
Эксперты: больной человек или бытовое убийство
Правоохранительные органы отрабатывают три версии произошедшего: убийство совершил психически невменяемый человек; преступник мог находиться в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; убийца — представитель некоего экстремистского сообщества.
По словам кандидата юридических наук, адвоката Ратмира Гасанова, наиболее вероятно, что убийство было совершено на бытовой почве. «Множественные ножевые ранения, которые неизвестный нанес женщинам, могут свидетельствовать о непрофессионализме преступника, и, возможно, нахождения его в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Факт совершения убийства может свидетельствовать в том числе и о сокрытии иного преступления, например, ограбления. Беспорядок в квартире является тому подтверждением. Надпись, сделанная на стене злоумышленником, может быть «топорной» инсценировкой идейной основы содеянного, и попыткой направить следствие по ложному пути. Однако, вряд ли человек, совершивший преступление, имел какие-то мотивы и пытался таким образом выступить в поддержку группы Pussy Riot. Скорее всего, между убийством и подобными убеждениями нет ничего общего», — объяснил Ратмир Гасанов.
Комментируя версию о «провокации», которой придерживается Николай Полозов, адвокат отметил, что вряд ли она имела место быть. «На провокацию это убийство не похоже. В экстремистские акции, целью которых является нагнетание напряженности в обществе, стараются вовлечь как можно более широкие массы. Поэтому это преступление могло бы быть провокацией, если бы было совершено в общественном месте, например, в подъезде», — отметил Гасанов.
Кроме того адвокат не считает, что попытка преступника направить следствие по ложному пути не достигнет результата, поскольку характер совершенного преступления и те следы, которые были оставлены, свидетельствуют именно о корыстном характере преступления. «Если предположить гипотетически, что преступник все же желал придать своему деянию иной характер, то последствием будет только ужесточение наказания, особенно с учетом довольно строгого приговора, вынесенного судом участницам самой группы».
Семейный психолог и руководитель центра «СоДействие» Анна Хныкина заявила о том, что необходимо подождать результатов расследования. «Чтобы делать точные выводы относительно данной ситуации, конечно, нужно ждать результатов расследования, потому что на основании той информации, которая имеется, все суждения притянуты за уши. Тут можно приплести и двойные стандарты, привычные для нашей страны, и правительство, которое что-то допускает или не допускает, что-то разрешает или нет», — объяснила психолог.
Анна Хныкина не исключает, что убийство было совершено больным человеком: «Можно притянуть все на свете. Но, мне кажется, судя по уже известным фактам, это — психиатрия. Это не социальное явление, а, скорее всего, поступок больного человека, который, во-первых, способен на убийство, а во-вторых — хочет популярности. Или, возможно, он хочет о чем-то заявить, а не о чем. Так что, в данном случае мы, скорее всего, имеем дело с психическим отклонением. Это не про политику, и не про религию, это — про безумие. Догадываться, что именно хотел сказать обществу безумный человек — не имеет смысла. Люди, которые хотят о чем-то заявить — они делают это иначе».