Минувшим днем в ходе встречи со своими сторонниками президент России Дмитрий Медведев заявил о необходимости вернуться к делу лейтенанта Внутренних войск Сергея Аракчеева, осужденного на длительный срок за военные преступления в Чечне, которые он якобы совершил зимой 2003 года.
Вопрос о военном подняла писательница Марина Юденич, которая активно выступает за освобождение лейтенанта. По ее словам, невиновность Аракчеева очевидна. Никаких преступлений он не совершал. Это подтвердила и проверка офицера на полиграфе, проведенная летом текущего года.
В ответ президент пообещал разобраться в этом вопросе, однако признал, что не совсем хорошо представляет себе дело Аракчеева. По его словам, он узнал о нем из Интернета, поскольку в нем шли серьезные дебаты вокруг этой фигуры.
«Взгляды были абсолютно полярные: начиная от того, что он был святой, и, заканчивая тем, что он преступник и должен получить по полной программе», – вспомнил глава государства.
Он заявил, что эту ситуацию надо меньше обсуждать, «потому что это вопрос судебный, очень тонкий и требующий, действительно, правовых средств реагирования».
Лейтенант Сергей Аракчеев проходил службу в Чечне в 2002 - 2003 годах. В задачу его подразделения входило разминирование дорог. В марте 2003 года против него и его сослуживца - старшего лейтенанта Евгения Худякова было возбуждено уголовное дело.
Офицеров обвиняли в том, что 15 января 2003 года они расстреляли троих чеченцев. Якобы, в этот день на поминках одного из солдат произошел несчастный случай. Один солдат случайно убил своего товарища. Это привело офицеров в бешенство, и они начали на двух БТРах разъезжать по окрестностям Грозного в поисках тех, на ком можно было бы сорвать свою злобу. Сначала они остановили «Волгу» и похитили ее водителя, а затем захватили «КамАЗ» и расстреляли трех находившихся в нем мужчин. Похищенного водителя они убивать не стали, а просто жестоко избили и оставили на дороге.
Лейтенанты обвинялись по статьям 105 («Убийство») и 286 («Превышение служебных полномочий») УК РФ. Тем не менее, с самого начала у защиты возникли подозрения, что процесс сфабрикован. Дело в том, что в деле против офицеров сразу же вскрылись многочисленные несостыковки. Например, избитый и покалеченный водитель «Волги» так и не смог опознать никого из нападавших; баллистические экспертизы свидетельствовали о том, что найденные на месте происшествия пули были выпущены не из оружия офицеров и их солдат. Также при осмотре тел чеченцев на их одежде, которую затем оперативно уничтожили, не было обнаружено следов от выстрелов. Вскрытия убитых вообще не проводилось.
В итоге эти обстоятельства позволили присяжным дважды выносить подсудимым оправдательный приговор. Однако оба раза военная коллегия Верховного суда отменяла вердикт. Третий процесс проходил уже без присяжных в конце 2007 года. На нем офицеров признали виновными в совершении убийства, похищении человека, разбое, умышленном повреждении имущества и превышении служебных полномочий. Они были лишены наград и воинских званий и приговорены к длительным срокам заключения. Находившийся в зале суда Аракчеев, был взят под стражу. Не пришедший на слушания Худяков до сих пор находится в бегах. В начале 2010 года его объявили в федеральный розыск.
Защита офицеров обжаловала обвинительный приговор, однако в августе 2008 года Верховный суд оставил его в силе, отклонив кассационные жалобы подсудимых и их защиты.
В середине июня осужденный лейтенант обратился к премьер-министру Владимиру Путину с просьбой разобраться в его деле.
«Я не убивал, крови на мне нет, и это самое главное. Несмотря на то, что мое алиби легко увидеть из материалов дела, я готов пройти любое исследование на детекторах лжи и открыто об этом заявляю», – говорил он.
«Я не прошу для себя никаких исключений и послаблений закона, а просто полного его соблюдения. Я не уверен, что чеченскому народу нужны ритуальные жертвы в моем лице. Я считаю себя офицером российской армии и готов после полного оправдания и дальше служить во благо России», – заявлял Аракчеев.
Отметим, что за освобождение офицера перед руководством страны ходатайствуют Дмитрий Рогозин, Евгений Ройзман еще десятки тысяч человек, подписавших обращение к президенту страны с просьбой способствовать восстановлению закона и справедливости.