300

До спасения «Булгарии» не хватило всего 40 метров

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. Диеты после 30 лет бесполезны 27/07/2011

На Волге закончились поисковые работы

По последним данным МЧС, всего на борту был 201 человек, только 79 спаслись, 122 погибли. Водолазы, когда их спрашиваешь о том, ЧТО они ТАМ видели, сжимают кулаки. Эксперты, изучающие документы, разводят руками - безалаберности такого размаха они не видели никогда.

На момент подписания номера большая часть водолазов уже покинули Куйбышевское водохранилище. О том, что видели и чувствовали, водолазы говорят сквозь зубы и слёзы. Алексей Быков из Санкт-Петербурга коротко крикнул: «Это - ад!» Он и его коллеги А. Емельянов и А. Ковбаса, водолазы 40-го НИИ Минобороны, прямо здесь были награждены медалями МЧС РФ «За отличие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций».

«Конечно, мы далеко не в первый раз выполняли подводные работы по поиску тел погибших, но с задачей такого масштаба столкнулись впервые, - рассказал «АиФ» Дмитрий Морозов, водолаз из Архангельска, замначальника Северного филиала ГОСАКВАСПАС по спецработам. - Каждый день мы работали от 12 до 18 часов. Раскапывали корабль буквально вручную. Но не это тяжело... Мы видели много погибших внутри. Буквально из каждого окна они на нас или смотрели, или как будто руку протягивали - помощи просили, которой, пока живы были, так и не дождались. И это, конечно, забыть невозможно». Тела поднимали водолазы из Геленджика и Татарстана. Один из них на условиях анонимности рассказал нам, что не ожидал увидеть тела в такой скученности. Многие из них прилипли к дверям. Иллюминаторы действительно были открыты почти везде, но вылезти через них было нельзя - слишком они узкие. Возможно, часть пассажиров «Булгарии» осознала, что происходит катастрофа, пытались спастись, но не смогли бросить семьи. В итоге гибли все.

Некоторые водолазы не могли поднимать больше 2-3 тел, настолько сильно было психологическое напряжение. «Контактов с родственниками у спасателей не было, иначе бы мы не выдержали», - говорит Дмитрий Морозов.

Между тем поднятое судно не даёт однозначного ответа на вопрос, почему оно так быстро затонуло. После того как «Булгарию» отбуксируют в док, за работу примутся представители Следственного комитета и эксперты. По словам начальника Приволжского регионального центра МЧС России Игоря Паньшина, уже сейчас можно сказать, что капитан, предчувствуя гибель судна, включил «полный вперёд», отклонился от фарватера и вёл судно на мель. До неё он не дошёл всего 40 м. Если бы успел, всё могло сложиться по-другому.

Ничего не могло быть по-другому, считает Олег Железнов, инженер по эксплуатации из Нижнего Новгорода. Ему 54 года, всю жизнь проработал в доках. «Основная причина трагедии, по имеющимся данным, - затопление судна. Через открытые на нижних палубах иллюминаторы во время шторма влилась вода и отключила питание генераторов. Но почему перед заходом в водохранилище никто эти иллюминаторы не проверил? Почему вода смогла через них прорваться в машинный зал и отключить генераторы? Ответить на это можно будет после детального анализа. Одно совершенно ясно: служба на судне была поставлена отвратительно. Катастрофа - не случайность, а итог цепочки неправомерных действий экипажа и фрахтователя судна. Возраст судна, конструктивные особенности - самая последняя причина аварии, а главная - человеческий фактор».

Третью неделю идут работы на утонувшей «Булгарии». А до этого были упавшие самолёты, разбившиеся автобусы и т. д. Когда наконец накажут за халатность и алчность тех, с чьего ведома эти самолёты, теплоходы уходили в рейсы?

М. Карлов, С.-Петербург

Прокуратура разбирается в хитросплетениях документов владельцев «Булгарии», идут проверки во всех надзорных органах. Как минимум у трёх из них была возможность не допустить трагедии. Техническое состояние судна перед началом навигации проверяет региональное отделение Российского речного регистра. Безопасность перевозок проверяют Госморречнадзор, инспекторы Казанского линейного отдела судоходной инспекции. Есть в Татарстане и межведомственная комиссия по безопасности перевозок. В неё входят в том числе и министр транспорта, и замминистра, и начальник отдела транспортной безопасности. И никто из них не подал в отставку! «Наша политическая культура неудачи пытается объяснять причинами не личностными, а ситуационными, - поясняет «АиФ» Алексей Шустов, специалист по психологии чиновников. - К тому же уволенный начальник имеет шанс найти себе тёпленькое местечко, а если уйдёт в отставку сам - его карьера, скорее всего, закончена». Вспомним Кущёвку. Тогда начальник ГУВД по Краснодарскому краю после увольнения не только устроился в один из банков, но и был представлен к награде. И лишь после скандала награду решили отобрать. После трагедии на шахте «Распадская» в списке виновных не оказалось ни одного из владельцев шахты - только технический персонал. Не прозвучали и имена истинных виновников аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Многочисленные нарушения техники безопасности обнаружены в аэропорту Петрозаводска, где разбился самолёт. Но никто из чинов за это не ответил! Не слышно об отставках и после событий в Сагре.

Хотя надежда на справедливость всё же есть. Ведь не зря президент потребовал не сваливать всю вину за трагедию с «Булгарией» на «стрелочников», а установить и «весьма ощутимо» наказать всех виновных. Ждём!

Читайте по теме:

Синдром «Булгарии»

Оставить комментарий (11)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество