Туристический теплоход «Булгария», на борту которого, по предварительным данным, находилось более 200 человек, затонул на Волге, в 80 км от Казани. Ушёл на дно за считаные минуты. На момент сдачи номера в печать неизвестной оставалась судьба около 80 человек.
«Мама, помоги!»
Когда вечером того же дня в казанском порту причалил теплоход «Арабелла», взявший на борт потерпевших, встречавшие их плакали в голос - и мужчины, и женщины. Людей выводили, поддерживая за руки, имя каждого объявляли в рупор.
Руслан Забиров с женой Лией 1 июля отметили годовщину свадьбы, а 13 июля должны были узнать пол ребёнка - Лия была на 5-м месяце беременности. Теперь уже не узнают, Лия не выжила. «Я не знаю, как спасся, меня просто выбросило наружу, - говорит Руслан. Его руки и ноги в бинтах и зелёнке. - В воде было много мазута, люди просто сходили с ума, пытались залезть на плоты, почти переворачивали их. Только когда скрепили четыре вместе, они стали устойчивыми. Так мы просидели в воде полтора часа. До последнего момента на тонущем теплоходе играла музыка. Как на «Титанике»».
Читайте также: | |
---|---|
Трагедия на Волге: около 100 человек пропали с тонущего теплохода | |
«Тонущих снимали на мобильные телефоны». Пассажиры «Булгарии» рассказали страшные подробности трагедии |
Среди пассажиров злосчастной «Булгарии» было много детей и беременных. Сколько точно? На этот вопрос в татарстанском МЧС затрудняются ответить даже спустя сутки. Ясно одно: на борту было много незарегистрированных пассажиров.
Наталье Макаровой путёвку вручили на заводе. В путешествие она отправилась с мужем и 10-летней дочкой Юлей. Когда теплоход стал заваливаться на бок, супруги находились в каюте, Юля - на палубе. «Мы даже не поняли, что происходит, думали, это нормально, - Наталья с трудом говорит, её поддерживают родственники. - Прибежала Юля с криком, что судно тонет. Мы не знали, что в каюте лежат жилеты. Когда теплоход перевернулся, меня понесло водой, непонятно, где пол, где потолок. С дочкой нас раскидало в разные стороны. Она нас спасла, я молюсь, чтобы она выжила».
Как рассказали «АиФ» в Приволжской транспортной прокуратуре, в момент бедствия на воду удалось спустить лишь спасательные плоты - они автоматически раскрываются и надуваются. А вот шлюпки «Булгария» утащила с собой на дно. Мимо барахтавшихся в воде людей прошли два судна. Не остановились, не помогли. По неподтверждённым пока данным, это были нефтеналивной танкер и баржа. Их сейчас ищут.
«Мы пообедали и вышли на палубу прогуляться, - рассказывает Николай Лаптев, пассажир «Арабеллы», спасшей часть пассажиров. - И тут услышали: «Тревога! Человек за бортом!» Увидели надувные плоты, на которых в панике копошились люди. Ближе всего к нам оказался старпом «Булгарии» на спасательном круге. Мы вытянули его из воды, он кричал, что надо плыть вперёд: там женщины и дети. Было много раненых, двое с тяжёлыми травмами. Все были перепачканы в мазуте, все в шоке, кричали, плакали. Наши пассажиры отдавали им свою одежду, чтобы согреть. Детей было мало. Я помню только троих малышей. Спасли семью: девчушка с мамой и папой, по-моему, это единственная полностью уцелевшая семья. Одну женщину никак не могли успокоить: последнее, что она видела на корабле, - это её сын, который бежал к ней из детской комнаты и кричал: «Мама, помоги!» Мужчина, потерявший беременную жену, говорил, что в воде держал за руки 6-летнего сына, но тот выскользнул и пошёл ко дну».
«Крайнее состояние»
Двухпалубный теплоход «Булгария» построили в 1955 г. в Чехословакии. В свой последний рейс она вышла из г. Болгар, причалить должна была в Казани. По данным Приволжской транспортной прокуратуры, собственником «Булгарии» является ОАО «Камское речное пароходство», арендатор - пермская компания ООО «Бриз». В Казани находится лишь субарендатор - «Аргоречтур».
С судном уже давно было неладно - его состояние активно обсуждали на интернет-форуме riverforum.ru профессионалы-речники и любители. Вот несколько цитат: «Несмотря на все невзгоды, «Булгария» работает в навигацию 2011 года. Крен на правый борт не исчезает!», «Булгария» пришла в Пермь с опозданием в 5 часов, шли на одной машине, с жутким креном на левый борт, бедные туристы...» И вот комментарий Антона Тюрина, оставленный 5 июля, за 5 дней до трагедии: «Состояние у судна крайнее, команда не лучше, судно просто грязное! Провожал его из затона в 2010 году, оно было в хорошем состоянии, за навигацию 2010-го его «ушатали», а новый арендатор топливо залил, и поехали... Страшно подумать, что станет с ним к осени...»
«На станции Булгар мы видели этот теплоход «Булгария», - рассказывает Николай Лаптев. - Я тогда заметил, что у судна был сильный крен, это было обшарпанное «корыто», на котором ездить-то неприятно. Говорят, его уже давно должны были списать. Но из-за дешёвых билетов - от 1-1,5 тыс. - на теплоход был спрос».
Но почему на «крайнее состояние» «корыта» обращали внимание все, кроме тех, для кого это было профессиональной обязанностью? Ведь перед каждым выходом в рейс на все пассажирские суда приходит проверка - убедиться в наличии нужного количества спасательных средств. Раз в год положено полное освидетельствование, раз в пять лет - ремонт, когда судно поднимают из воды, осматривают днище и все механизмы. Как установили правоохранительные органы, на капремонт теплоход вставал в 1980 году - более 30 лет назад! Последнее освидетельствование прошёл 15 июня - в Перми, в Камском филиале Российского речного регистра. Видимо, проверяющие не заметили того, что было видно даже непрофессионалам. По данным Приволжского следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ, ещё при выходе из Казани на теплоходе был неисправен главный левый двигатель, но он всё равно вышел в рейс. Когда «Булгария» отправлялась обратно в Казань, у судна имелся правый крен, что может быть следствием неосвобождённых канализационных ёмкостей и наличия топлива лишь в правом баке.
«Такие суда плавать уже не должны! Их максимальный возраст - 30 лет, - на условиях анонимности рассказал «АиФ» эксперт Зеленодольского судостроительного завода им. Горького. - На теплоходе был явный перегруз, а пассажиры не были обеспечены спасательными средствами».
«При правильном обслуживании и своевременных ремонтах теплоход может ходить и 100 лет, - не согласен Андрей Смолин, директор по внутреннему туризму компании «Водоход». - Перегруз судна тоже нельзя считать причиной трагедии - этот корабль грузо-пассажирский, кроме людей он может взять 25 тонн груза. Да и при неработающих двигателях теплоход не утонет, а некоторый крен на судах допускается. Реальной причиной могли послужить открытые иллюминаторы в трюме - это грубейшее нарушение правил безопасности».
Старьё берём!
Российский речной пассажирский флот дальнего плавания сегодня насчитывает около 150 судов. Примерно 60% из них построены до 1967 г. Остальные - до 1991 г., да и те только четырёхпалубные комфортабельные теплоходы. «В Нижегородской области за последние 20 лет не построено ни одного пассажирского судна», - рассказывает Наталья Виноградова, руководитель пресс-службы Волжского пароходства.
Согласно данным специализированной газеты «Флот и круизы», западноевропейский речной флот насчитывает примерно такое же число пассажирских судов, что и российский. Но 70% из них не исполнилось и 10 лет, остальным - до 40 лет. К тому же ежегодно флот пополняется 3-4 новыми судами. А списанные... их, видимо, продают в Россию.