Следственное управление СКП РФ по Центральному федеральному округу (ЦФО) при проверке заявления бизнесменов Морозовых не нашла в действиях Владимира Лещевского — замначальника Главного управления капитального строительства управления делами Президента РФ — состава преступления и отказало в возбуждении уголовного дела, только после вмешательства прокуратуры дело все-таки было возбуждено.
В отношении высокопоставленного сотрудника управления делами президента России Владимира Лещевского возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «г» ч. 4 ст. 290 УК РФ (получение взятки).
Информацию о том, что чиновник Кремлевской администрации получил в качестве отката за госконтракты на строительство олимпийских объектов в Сочи около 180 млн рублей, следствию предоставил владелец ОАО «Москонверспром» Валерий Морозов.
«Управление Генпрокуратуры РФ в ЦФО осуществляло надзор за законностью доследственной проверки, проводимой Следственным управлением СКП по ЦФО, по заявлению супругов Валерия и Ирины Морозовых о неправомерных действиях должностных лиц Главного управления капитального строительства Управделами Президента РФ, выразившихся в незаконном получении денежных средств от заявителей. Постановлением следователя… от 4 августа в возбуждении уголовного дела отказано», — говорится в сообщении Генпрокуратуры.
В сообщении отмечается, что «по результатам проверки законности принятого процессуального решения в управлении Генпрокуратуры РФ в ЦФО была установлена необходимость проверки доводов обращения о коррупции в действиях чиновника путем проведения следственных действий в рамках возбужденного уголовного дела».
«После совместного обсуждения материалов проверки с руководством Следственного управления СКП по ЦФО следственным органом 11-го августа принято решение об отмене незаконного решения об отказе в возбуждении уголовного дела и возбуждении уголовного дела в отношении Лещевского», — говорится в документе.
В ведомстве отметили, что ход расследования данного уголовного дела находится на контроле Генпрокуратуры. Напомним: владелец «Москонверспрома», 26% которого принадлежит правительству Москвы, в конце мая заявил, что выплатил около 180 млн рублей заместителю начальника Главного управления капитального строительства управделами президента в качестве отката за госконтракты на строительство олимпийских объектов в Сочи. Владимир Лещевский выдвигал встречные обвинения и в своем обращении называл Валерия Морозова «разорившимся и жуликоватым деятелем». «У нас было несколько передач денег в тестовом режиме, чтобы доказать руководству МВД, что это действительно происходит, — рассказал Валерий Морозов „Ведомостям“. — Потом уже, в ресторане „Сливовица“, состоялась сама операция: записывающая аппаратура была на мне, на столе, оперативники сидели за соседним столиком. Первым ушел Лещевский, потом я снял аппаратуру, отдал и тоже уехал». Но силовые структуры не дали ход делу, и бизнесмен решил обратиться в СМИ.
28 июля 2010 года Валерий Морозов в интервью «The Sunday Times» и «Новой газете» сообщил о том, что, дело ничуть не продвинулось. Именно из интервью «Новой газеты» Дмитрий Медведев узнал о том, как исполняется его поручение. В тот же день глава государства повторно написал поручение прямо на расечатке интервью генпрокурору Юрию Чайке «разобраться и доложить».
По словам Морозова, чиновник потребовал 12% от государственного контракта в 33 млн фунтов. Эти средства должны были быть выплачены лично Лещевскому несколькими частями. «12% — это намного больше, чем обычно, но у меня не было выбора. Я должен был или заплатить, или распрощаться с контрактом, — цитирует Морозова британская газета. — В период с середины 2007 года по июнь 2009-го я платил ему почти 20 раз. Обычно я передавал деньги в сумке или небольшом портфеле в его офисе возле Кремля».
«Москонверспром» создана в 2000 году. 74% акций компании через ООО «Скат-центр» владеет Валерий Морозов, 26% принадлежит правительству Москвы. Управление делами президента является заказчиком двух объектов компании: оздоровительного комплекса «Дагомыс» в Сочи и Приморского корпуса ФГУП «Объединенный санаторий «Сочи». С проблемами компания столкнулась после кризиса. Строительный рынок резко сузился и многие подконтрольные чиновнику компании потеряли свои объекты. Объекты же «Москонверспрома» стали олимпийскими, на их строительство продолжали выделяться средства.
В таких условиях Управление капитального строительства Управления делами Президента РФ не стало менять генподрядчика, но провело тендер на дополнительные подрядные работы, в том числе на те, которые «Москонверспром» уже выполнил. Компанию Валерия Морозова к участию в тендерах не допустили, победителями стали Строительное управление УД президента РФ и югославская «Харвинтер». В итоге они захватили строительную площадку, технику «Москонверспром», передает слова Валерия Морозова сайт «Ведомости».
«Такой откровенный грабеж и заставил обратиться в правоохранительные органы», — рассказал бизнесмен. Решение о проведении операции в отношении кремлевского чиновника принималось на уровне заместителя министра внутренних дел, ссылается Морозов на слова оперативников. После передачи денег в тестовом режиме с записывающей аппаратурой и оперативниками за соседним столиком ничего не произошло.
«После мне сказали, что СК при прокуратуре не дал разрешения на задержание Лещевского, так как посчитал это бесперспективным», — говорит Морозов. Бизнесмен рассказал, что после этого он обращался в Генпрокуратуру и к президенту страны. Его сотрудник смог передать материалы лично Дмитрию Медведеву. По результатам этого обращения Генпрокуратура провела проверку, говорит бизнесмен, подтвердила наличие оперативной разработки в отношении Лещевского, а департамент собственной безопасности МВД посчитал возможным направить материалы в СК для возбуждения уголовного дела.
Владимир Лещевский в свою очередь утверждал, что заявления Морозова «не основаны на каких-либо фактах»: еще год назад «Москонверспром» сорвал выполнение ряда обязательств по строительству олимпийских объектов в Сочи и контракт с ним был расторгнут в судебном порядке. Публикации в британской прессе чиновник связывает с тем, что именно сейчас Англия оспаривает у России право проведения чемпионата мира по футболу. Заявления Морозова проверяли ГУВД и прокуратура Москвы, им представлены «все необходимые пояснения».
1 июня Лещевский сделал специальное заявление для прессы, в котором объяснил заявления Морозова желанием руководителей «Москонверспрома» избежать ответственности за нарушение контрактных обязательств по проектированию олимпийских объектов. Факты нарушений подтверждены решением арбитражного суда, который взыскал с компании 14 млн рублей убытков, говорится в заявлении. Кроме того, она включена в реестр недобросовестных поставщиков. Лещевский также отмечает, что попытки «Москонверспрома» предъявить иски управлению делами оказались безуспешными.