Примерное время чтения: 8 минут
77

Увидеть Донбасс и умереть. Версии гибели малайзийского «Боинга» на Украине

Сюжет Расследование крушения Боинга на востоке Украины

По состоянию на утро 18 июля, достоверно установлены следующие факты — самолёт «Боинг-777» малайзийской авиакомпании, следовавший рейсом Амстердам – Куала-Лумпур, разбился в Донецкой области, все, кто находился на его борту, погибли.

Обстоятельства происшествия в настоящий момент покрыты туманом. Обе стороны украинского конфликта синхронно заявили о непричастности к трагедии и так же синхронно обвинили в произошедшем оппонентов.

Мировое сообщество в целом отреагировало более сдержанно. Выразив соболезнование премьер-министру Малайзии, а также родным и близким погибших, представители разных стран потребовали тщательного расследования катастрофы с целью установления всех обстоятельств трагедии.

На данный момент существует несколько основных версии крушения малайзийского лайнера.

Версия первая. «Боинг» был по ошибке уничтожен ополченцами ДНР

На этой версии активно настаивают киевские власти. СНБО Украины буквально за полчаса до трагедии заявил, что ополченцы ДНР располагают зенитными комплексами, позволяющими сбивать самолёты на большой высоте.

Прежде всего речь идёт о ЗРК «Бук», захваченном в одной из воинских частей под Донецком в конце июня. Именно «Бук», как считается, мог стать причиной гибели «Боинга» — его технические характеристики позволяют уничтожать самолёты на высоте более 10 километров.

Вторым аргументом украинской стороны является уничтожение ополченцами украинского военного Ан-26 14 июля, который был сбит на высоте 6500 метров, чего нельзя было сделать при помощи ПЗРК.

Аргумент третий — в социальной сети, в группе «Сводки от Стрелкова», ведущейся от имени главы Минобороны ДНР, появилось сообщение об уничтожении 17 июля в районе посёлка Торез ещё одного украинского Ан-26. На деле в указанном районе упал «Боинг».

Аргумент четвёртый — СБУ опубликовала запись некоего радиоперехвата, на которой командир ополченцев «Бес» (Безлер) докладывает своему куратору из ГРУ о том, что ими по ошибке уничтожен гражданский самолёт.

При этом необходимо отметить следующие обстоятельства. Первое — украинская сторона изначально отрицала, что попавшие в руки ополченцев комплексы «Бук» боеспособны. Второе — в уничтожении Ан-26 14 июля представители Киева обвиняли не ополченцев, а российские ВВС и ПВО. Третье — представители группы «Сводки от Стрелкова» сообщили, что информация о сбитом самолёте, как и другие новости, кроме тех, что отмечены фразой «Стрелков сообщает», была получена не от военного лидера ДНР, а из открытых источников. Четвёртое — никаких подтверждений подлинности записи разговора, представленного СБУ, нет.

Версия вторая. «Боинг» уничтожен ПВО Украины в результате непреднамеренной ошибки

Достоверно известно о наличии у ПВО Украины комплексов, способных поражать цели на больших высотах, в частности ЗРК «Бук».

По заявлению источников в российских силовых структурах, на которые ссылаются российские СМИ, по данным системы объективного контроля, 15 июля в район Донецка был перебазирован дивизион «Буков» Вооружённых сил Украины. В отличие от ситуации с ополченцами, боеспособность этих комплексов не вызывает сомнений.

Боинг 777, последнее фото. Фото: facebook.com

Зато вызывает серьёзные сомнения квалификация персонала украинских средств ПВО. Ещё 13 лет назад низкая квалификация украинских военных стала причиной трагедии — 4 октября над Чёрным морем самолёт компании «Сибирь» Ту-154М на высоте 11 тысяч метров был сбит украинской зенитной ракетой С-200 (в этот момент в Крыму шли военные учения). Погибли 78 человек — все пассажиры и экипаж. Несмотря на установленные факты, признанные мировым сообществом, Украина так и не признала свою ответственность, отказавшись выплачивать компенсацию родственникам погибших.

Версия третья. Уничтожение «Боинга» — сознательная провокация Киева

Наблюдатели отмечают — несмотря на то, что самолёт рухнул на территории, контролируемой ополченцами, официальный Киев моментально озвучил версию о зенитной ракете. Президент Порошенко заявил о «теракте», совершённом «сепаратистами», а ряд высокопоставленных украинских лиц и вовсе потребовали военного вмешательства стран НАТО.

«Боинг» разбился в тот момент, когда положение украинских силовиков в зоне конфликта резко ухудшилось — несколько крупных подразделений оказалось в окружении, началось отступление. Переломить ситуацию могло позволить некое чрезвычайное происшествие, гибель большого количества мирных граждан, вина за которую будет возложена на ополченцев и Россию.

Ещё одно странное обстоятельство — заявление СНБО Украины о наличии у ополченцев зенитных комплексов, позволяющих сбивать самолёты на больших высотах, появилось в СМИ всего за несколько минут до падения «Боинга».

Также отмечается, что маршрут движения рейса Амстердам – Куала-Лумпур 17 июля проходил севернее, чем в предыдущие дни, над самым эпицентром вооружённого конфликта. При этом контроль над полётом осуществляли диспетчеры Днепропетровска, находящегося под контролем киевских властей. По какой причине самолёт был направлен в самую опасную зону — неясно. Формально украинская сторона не вводила запрет на полёты над зоной конфликта на высоте свыше 8000 метров. Однако непонятно, почему, получив сведения о якобы наличии у ополченцев средств ПВО для борьбы с высоколетящими целями, власти Украины не только не предприняли дополнительных мер безопасности, но и наоборот, отправили «Боинг» в самое пекло.

Версия четвертая. «Боинг» был по ошибке уничтожен украинскими военными

По данным осведомлённого источника агентства «Интерфакс» в Росавиации, «Боинг» мог стать жертвой неудачного покушения на президента России.

По словам собеседника агентства, борт первого лица и самолёт с пассажирами пересекались в одной и той же точке и на одном эшелоне. «Это произошло близ Варшавы на 330-м эшелоне на высоте 10 тысяч 100 метров. Борт номер один был там в 16:21 по московскому времени, малайзийский самолёт — в 15:44», — сообщил он.

Фото: www.globallookpress.com

При этом источник подчеркнул, что самолёты были «в целом схожи», а отличия в раскраске на отдалённом расстоянии разобрать практически невозможно.

Глава Росавиации Александр Нерадько версию о покушении на Путина не прокомментировал, отметив, что его ведомство никогда не предаёт огласке информацию о маршруте полёта президентского борта.

Испаноязычный диспетчер, работающий в киевском аэропорту «Борисполь», написал в микроблоге, что «Боинг» сопровождали два украинских истребителя, один из которых и сбил его. При этом нет доказательств того, что данное сообщение действительно принадлежит некоему сотруднику аэропорта «Борисполь».

Однако ряд очевидцев на месте трагедии также утверждают, что наблюдали военные самолёты в районе гибели «Боинга».

Атака на самолёт первого лица государства — событие из ряда вон выходящее. Однако в условиях, когда официальные украинские СМИ открыто тиражирую оскорбления и угрозы в адрес главы России, даже подобную акцию нельзя считать абсолютно невозможной.

В то же время «Газета.ру» получила комментарий от источника, работающего в правительственном аэропорту «Внуково-3». По данным источника, самолёт российского президента давно не выполняет полётов над территорией Украины.

Версия пятая. «Боинг» погиб из-за технической неисправности или ошибки пилотов

На первый взгляд, поверить в то, что «Боинг» мог погибнуть в зоне вооружённого конфликта по чисто техническим причинам, невозможно.

Однако стоит напомнить: речь идёт о лайнере той же модели и той же авиакомпании, что и самолёт, бесследно исчезнувший над Индийским океаном в марте 2014 года. Авиакомпанию Malaysia Airlines вообще нельзя назвать самой безопасной в мире — нынешняя катастрофа в её истории уже пятая. С одной стороны, пятая за 37 лет, с другой — вторая за последние несколько месяцев. Причём обе эти катастрофы стали самыми крупными по числу жертв в мировой авиации за последнее десятилетие.

Эксперты не слишком верят в возможность того, что «Боинг» разбился в Донецкой области из-за технических проблем, тем более, экипаж не сообщал о каких-то проблемах на борту (как, собственно, и экипаж пропавшего над Индийским океаном самолёта), но и не исключают её полностью до проведения всех необходимых экспертиз.

Оцените материал
Оставить комментарий (8)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах