Примерное время чтения: 6 минут
1203

Ребенок слишком агрессивный. Стоит ли беспокоиться и как это изменить?

У кого не было истории про то, что чей-то или ваш ребенок кусается? А может, это про вас в детстве? На такое замечание мамы часто реагируют эмоционально. Это и понятно, их стыдят и тыкают в «плохое воспитание». Иногда это связано со спецификой возраста, но бывает, что сами родители поддерживают такое поведение, даже не понимая этого. Aif.ru обратился к детскому психологу, гештальт-терапевту Марии Сосниной, чтобы разобраться в детском агрессивном поведении и понять, как на него реагировать. 

Агрессия — это такое действие по отношению к другому человеку, животному, предмету или объекту, которое причиняет ущерб и наносит вред. Агрессия бывает разная: физическая, вербальная, предметная. Если кто-то часто причиняет другому вред — он считается агрессивным человеком. В целом детям несвойственно быть агрессивными. Агрессивность — это черта характера, которая формируется после 5 лет, когда у ребенка появляется эмпатия. Он уже может представить себя на месте другого и сообразить, что ему может быть больно. Если ребенок продолжает обзываться, ломать игрушки, чрезмерно упрямиться, можно говорить про агрессивность как некоторое качество личности.

Двухлетки 

Самыми агрессивными детьми считаются двухлетки. Они кусаются, дерутся, бьют, могут наступить на человека, если он лежит. Это происходит потому, что двухлетние дети импульсивны по природе, они еще не контролируют свои эмоции и у них не развита эмпатия. Дети не могут представить или предположить, что другому будет больно. Именно поэтому ребенок может тянуть кота или бить его. Так ситуацию видит взрослый, но для ребенка это выглядит иначе: он его гладит. Родителям нужно отличать агрессию от познавательного интереса: дети до определенного возраста не ломают игрушки, а разбирают. Однако взрослые могут путать. Ломают — это когда ребенок берет и бросает ее, разламывает на две части и так далее. 

Подростки

Также к числу самых агрессивных можно отнести детей младшего подросткового возраста 11-13 лет. Они достаточно агрессивны и могут причинять вред другому. У них есть определенные задачи и чаще всего они вредят кому-то, чтобы самоутвердиться за чужой счет. Они так же достаточно импульсивны, но это связано с их оборонительной позицией. Они не знают сами себя, и любая критика воспринимается в штыки. Им проще быть ежиками или дикобразами, нежели как-то иначе себя защищать. Отчасти такое поведение — специфика возраста, но также в этот период обостряются все черты характера, заложенные раньше. Это может говорить об акцентуациях характера — крайне выраженных чертах, которые будут выделять ребенка на фоне других детей.

Что с этим делать?

Все, что не проигнорировано и заложено в два года, окупится в более старшем возрасте. Иногда родители думают, что останавливают действие, но на самом деле дают двойное послание и тем самым закрепляют агрессивное поведение ребенка. Например, малыш играет с мамой и бьет ее. Мама с улыбкой говорит: «Меня нельзя бить, мне больно». Таким образом она, наоборот, поддерживает его игру, потому что ребенок воспринимает улыбку мамы как одобрение. Важно, чтобы реакция родителя на поведение ребенка была конгруэнтна: без улыбки, спокойным, но достаточно твердым голосом. Важно останавливать агрессивное действие ребенка и объяснять почему. Чем младше малыш, тем проще должно быть объяснение: «мне больно», «нельзя бить маму». Пятилетнему ребенку можно объяснить более подробно. 

Также важно отделять злость как эмоцию и агрессию и поступок. Вместо того, чтобы запретить действие «нельзя бить», родители запрещают чувство «нельзя злиться». Таким образом они подавляют эмоцию. А злость — это важная эмоция, которая помогает защищать себя и дает уверенность в себе. Если ее совсем подавить, то как ребенок сможет постоять за себя без посторонней помощи? Задача родителей — показать ребенку, какие действия при гневе допустимы, а какие нет. Одни действия могут защищать: ребенка обозвали и он обозвал в ответ — это защита. Если он первый обзывается — это нападение и вербальная агрессия. Обзываться первым просто так нельзя, а защищать себя можно. 

Если ребенка все время обзывают, а он защищается, можно посмотреть, почему так происходит: например, он берет чужие вещи без спроса. Так обычно ведут себя двухлетки, но в 4 года ребенок понимает, где его, а где чужое. В пять лет дети уже умеют делать назло. В таком случае важно объяснять, что именно такое действие является нападением и приводит к ответным обзывательствам.

Откуда появляется агрессивность у ребенка?

Ребенок усваивает нормы поведения в семье от родителей. Если они агрессивные, то и малыш будет копировать и вести себя так же по отношению к другим. В таком случае запрещать ребенку бесполезно. Даже если в присутствии родителей он будет сдерживать себя, то в детском саду или школе ребенок продолжит кусаться, драться, обзываться. Также гнев копится и проявляется через поведение, когда потребности ребенка не удовлетворяются, либо когда он все время в режиме обороны и защиты, либо это следствие постоянного образа действия, в результате которого формируется привычка быть агрессивным. В таких случаях стоит обращаться к специалисту не только для помощи ребенку, но и самим родителям. Их основная сложность заключается в том, что они не выдерживают и сами срываются на ребенка. 

В чем заключается помощь психолога?

Существует анкета «Критерии агрессивности ребенка» Г. П. Лаврентьева и Т. М. Титаренко. Она основана на наблюдении родителей за ребенком. Наблюдения длятся полгода. Этого времени достаточно, чтобы заметить различные проявления ребенка. По количеству выделенных критериев можно предположить степень агрессивности. Если это средняя степень и выше, то ребенку необходима коррекционная работа со специалистом. Это связано с большим количеством гнева, с которым сам ребенок не справляется.

На занятиях с психологом ребенок учится распознавать свой гнев и выражать его. В зависимости от возраста в работе будут развивать разный уровень осознанности. У дошкольника формируется более простое понимание: «Я злюсь, потому что меня ударили. Мне стало больно, и я хочу ударить в ответ. Если не бить, то что можно еще сделать? Сказать: “Вася, ты меня ударил. Мне больно”». У подростков формируется более глубокое осознавание: «Почему я агрессивно реагирую? Я боюсь, что меня сейчас будут унижать. Я предугадываю чужие действия и нападаю первым. Для чего?» 

Другие причины агрессии

Злость может быть патологической, и она связана с заболеванием аутизм. Такие дети в принципе сильно агрессивные, но это связано скорее с защитой, потому что они сверх чувствительны и любое внешнее воздействие очень сильно нарушает их мироустройство. При аутизме нарушен социальный контакт, и это заметно с малых лет (2-3 года). Также есть заболевание аутизм Аспергера, при котором ребенок проявляет агрессию по отношению к матери. У таких детей не формируется эмпатия. Они общаются с детьми, но при этом они агрессивны. Это становится хорошо заметно после 5 лет. В любом случае если у родителей зародились сомнения, то не стоит их игнорировать.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы