Дети стали получать первые оценки в сезоне ЕГЭ и ОГЭ-2023. И далеко не всех родителей они радуют. Как правильно отреагировать на плохую оценку? Совет читателям aif.ru дала директор Института клинической психологии и социальной работы, заведующая кафедрой клинической психологии Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова Минздрава России Вера Никишина:
— Июнь — время сдачи экзаменов, томительного ожидания результатов, подготовки к вступительным. У вчерашних школьников скоро наступит еще один важный период — поступление. Часто родители переживают за результаты экзаменов больше, чем их дети. Разбираемся, как вести себя, если ребенок «завалил» экзамен, и почему обвинения — не лучшая стратегия.
Обвинения — это всегда про страхи и переживания самих родителей. Они демотивируют, поскольку их исход — либо стратегия избегания («вообще ничего не хочу делать»), либо стратегия обвинения («вы меня достали, и я тоже вам назло не буду ничего делать»). Родителям важно сделать паузу и позадавать себе вопросы, что беспокоит именно их в момент перед процедурой. Не исключено, что это просто личные страхи, ассоциации прошлого опыта самого родителя, его собственных неудач.
Результат экзамена действительно может быть разным — и хорошим, и плохим. Он может быть и просто низким по баллу или не соответствовать ожиданиям и планам родителя. Я встречала родительскую реакцию, когда ребенок сдал экзамен по профильной математике на 87 баллов, и мама была в шоке, поскольку в своих ожиданиях она видела его со 100 баллами ЕГЭ и уже ясно представляла его на форумной площадке для медалистов и стобалльников. Тогда она наконец-то могла бы испытать гордость за себя как за родителя и хвастаться своим ребенком перед ближайшим окружением.
Родителю нужно задать себе вопрос: «Вот ты расстроен, огорчен. На что ты так сильно среагировал?» Этот результат уже не изменить, разве что апелляция позволит пересмотреть на какое-то количество баллов, причем неизвестно, в какую сторону. Очень важно родителю оперативно справиться со своей собственной реакцией. Только после того, как он разберется с собой, можно подойти к реакции ребенка, потому что ему тоже плохо. Помимо того, что он переживает, он еще и боится реакции своего окружения — родителей, товарищей, учителей.
Родителю заблаговременно надо вспомнить о том, как он справлялся со своими переживаниями ранее. Есть большая разница в состоянии, когда человек делает вид, что спокоен, и когда он действительно спокоен. Родителю недостаточно контролировать только внешний контур реакций, ему нужно контролировать и свое состояние в целом. Это очень важно, поскольку его состояние ретранслируется на состояние ребенка. Для этого можно увеличить физические нагрузки, выполнять какие-то совместные с ребенком действия, напрямую не связанные с процедурой экзамена. Готового рецепта для всех не существует, но у взрослого человека есть опыт совладания с собой и есть действия, которые ему помогали ранее в эмоциогенных ситуациях. Это точно надо активировать в воспоминаниях и использовать.