С раннего детства ребёнок знакомится с волшебством: любящая мама, исполняющая желания, сказки, дед Мороз. Взрослея, малыш узнаёт, что под ёлкой подарки появляются благодаря взрослым, а чудеса делаются собственными руками. Но кто-то не перестаёт надеяться и верить в то, что на мир можно влиять посредством мыслей и кто-то особенный точно знает, что нас ждёт. Они прибегают к помощи предсказателей, колдунов, чтобы узнать ответ на волнующий вопрос или получить быструю помощь. АиФ.ru побеседовал с психотерапевтом Михаилом Дубинским, чтобы разобраться, как формируется вера в волшебство и чем это может быть опасно во взрослой жизни.
Следует отметить, что поход к гадалке с одной стороны — это попытка снизить тревогу, с другой — признание собственной беспомощности. Он необходим человеку, чтобы определить будущее, найти гарантию, что принятое решение абсолютно верное. Это помогает пережить риск возможной неудачи. У взрослого происходит регресс, возвращение к детской иллюзии, которая поддерживала его в нежном возрасте. Тогда малыш был наиболее беспомощен и нуждался в фантазиях и чудесах. Вырастая, человек получает опыт реальной собственной силы, успеха в учёбе, спорте, работе. Он перестаёт нуждаться в сказках и магическом мышлении, опираясь на логику, веру в себя и собственные силы.
Магическое мышление
Оно возникает в младенчестве, когда мама угадывает желания малыша по его крику. Она чувствует или угадывает, что ему нужно. Это первичная связь младенца с матерью, но у ребенка формируется иллюзия всемогущества. Появляется вера в то, что он может воздействовать словами на мир, а вещи появляются, только потому что он о них подумал и захотел. Эта идея подкрепляется сказками: можно произнести определённое заклинание, и в физическом мире произойдет чудо. На самом деле это мама исполняла желания своего малыша, просто потому, что слушала его. С взрослением он должен открыть неприятную правду о том, что все эти чудеса были следствием преданности заботливой матери, а не силы его магических способностей. Пережить грусть о потере иллюзии своего всемогущества. Увидеть свое реальное место в мире и то, что он не может воздействовать словами на мир так, как мог на маму. Что теперь придётся всё делать самостоятельно. Этот переход происходит лет в 10-12, когда ребенок перестает верить в существование Деда Мороза, Гарри Поттера, волшебную палочку. Ребенок должен начать получать удовольствие от своих реальных способностей физически воздействовать на мир, добиваться успехов в учёбе, спорте, команде, тем самым поддерживая свою самооценку. Фантазии и магическое мышление должны трансформироваться в творчество: возможность придумывать фантастические фильмы, сказки, проекты.
Взрослый мир
В современной культуре считается нормой, если вера в волшебство остается в виде ритуалов на праздники: загадать желание под бой курантов, подбросить монетку. Также магическое мышление является спасительным кругом для психики в критических ситуациях, болезнях, катастрофах. Оно защищает человека от полной беспомощности, парализованности. Но если человек начинает прибегать к магии в любых сложных ситуациях, это говорит о том, что он эмоционально незрелый и боится взять ответственность за принятие решений.
Самообман
Чем больше человек чувствует свои силы, может поддержать самооценку реальными делами и успехами, тем меньше он нуждается в подкреплении через иллюзию всемогущества. Ему не нужно гадать или платить за быстрые результаты с помощью колдовства. Ему интереснее иметь успех в реальных делах, и он не боится ошибиться.Человек теряет интерес к мистике. Тот, у кого не получается это ощутить, нуждается в том, чтобы поддерживать себя иллюзией. Человек создаёт две противоречивые модели мира в своей голове. В одной волшебство возможно, а в другой нет. Это самообман, который подкрепляется рационализацией и мыслями о том, что человечество ещё не до конца познало мир. Таким образом у человека одновременно 2+2=4 и 2+2=5, но расщепление помогает не замечать это противоречие, а фокусироваться только на том, что удобно в данный момент.
Опасная привычка
У всемогущества есть обратная сторона. Если человек начинает верить в то, что он может воздействовать мыслью на происходящее в мире, у него появляется колоссальное иррациональное чувство вины и чрезмерная ответственность. Всё плохое вокруг он будет приписывать себе, своим враждебным мыслям и чувствам, несмотря на то, что подобное периодически возникает у всех людей. Это повышает тревогу и усиливает потребность контролировать свои «плохие» помыслы.
Вдобавок к вышеуказанному человек попадает в зависимое пассивное поведение. Когда он перекладывает ответственность за принятие решений и свою жизнь на «высшие» структуры: на царя, на бога, на гадалку. Индивид отказывается от активной творческой жизненной позиции и от удовольствия быть автором своей жизни. Впадает в детскую роль, передавая все права авторитетным людям, которые знают истину, правду. Человек перестаёт пробовать.