Хейт — это то, с чем сегодня может столкнуться абсолютно любой человек. Для него не нужно иметь огромную популярность или собственный бизнес, достаточно завести личную страницу и оставить ее открытой для всех. Aif.ru побеседовал с психодраматерапевтом Ольгой Малининой, чтобы разобраться, кто все эти люди, которые пишут гадости в комментариях, порой устраивая травлю в Сети, и как защитить себя от нежданной напасти.
Два мира
Сегодня мы живем в двух параллельных реальностях, которые не пересекаются друг с другом: интернет и физический мир. В обычной жизни мы встречаемся с живым человеком, а не с его иллюзорной копией. Мы реагируем ощущениями в теле, чувствуем запах друг друга, считываем мимику человека, видим его эмоции. Это все сдерживает внутренние порывы, особенно негативные, даже если изначально мы планировали высказать все, что думали. В виртуальном пространстве отсутствует прямой физический контакт. Там встречаются бестелесные аватары, из-за чего теряется идентичность человека и появляется ощущение невидимости, недосягаемости и некоторой безопасности или даже вседозволенности. Когда человека как бы нет, гораздо проще его оскорбить, обругать или унизить.
Особенности переписки
Если рассмотреть любую переписку с точки зрения свободы высказывания, будь то письмо, сообщение в мессенджере или комментарий под чьим-то постом, то можно заметить, что так гораздо проще о чем-то написать, спросить, предъявить претензию либо решить какой-то вопрос. В то же время общение через текстовые послания — хорошая почва для конфликта, основанного на непонимании, домыслах и интерпретациях. Например, для одного отсутствие смайликов в тексте — это признак того, что собеседник по ту сторону экрана недоволен и его нужно срочно задобрить, а для другого — повод обидеться, что его недооценили.
Хейтеры по зову души
Существуют хейтеры по зову души. Они пишут, потому что им нравится оставлять негативные комментарии, наблюдая за реакцией других людей или того, на кого направлен хейт. Они получают от этого своеобразное удовольствие. Как правило, эти люди имеют так называемые «темные черты личности», их еще называют «темной тетрадой». Они характерны как для подростков, так и для взрослых людей: повседневный садизм, антисоциальное поведение, психопатия и макиавеллизм. У них настолько много злости и недовольства внутри, что они включаются в любую перепалку и готовы собачиться от зари до зари. Есть те, кто преследует конкретного человека, на которого навешивают свои проекции, и идейные люди, которые пишут по определенной теме при каждом удобном случае.
Если обратиться к прошлому, то хейтеры или преследователи существовали и раньше. Они не писали, а причиняли реальный физический вред, наподобие Чепмена, который убил Джона Леннона, либо маньяка, который преследовал Джоди Фостер. Если раньше мы знали о единичных, но громких историях, то сегодня обезличенность интернет-пространства — хорошая площадка для обычного человека, который не смог совладать со своими эмоциями и включился в виртуальную перепалку. По сути, мы все хоть один раз в жизни ловили себя на том, как пишем негативный комментарий или кому-то что-то доказываем с пеной у рта в Сети, включаясь в злобную переписку. К сожалению, такой способ общения может захватить и затянуть человека, которому понравилось сливать свое напряжение безопасно и не прилагая особых усилий. Так человек уходит от реальной проблемы и попытки ее решить, начиная бороться с ветряными мельницами в виртуальном мире.
Какого волка кормишь, тот и растет
Люди так устроены, что хорошее они быстро начинают воспринимать как само собой разумеющееся событие, не нуждающееся в благодарности. Приехал заказ вовремя, в целости и сохранности из магазина — так и должно быть. Они сделали свою работу. Мало кто тратит свое время на то, чтобы зайти в Сеть и написать благодарность. Если же привезли не то или не тогда, то раздражение и недовольство дают столько энергии, что человек пишет все, что думает по этому поводу, порой не контролируя словесный поток.
Несмотря на то, что такая ситуация может быть одной на тысячу, именно этот отзыв запомнится многим и именно его будут искать, чтобы убедиться, что с компанией или товаром что-то не так. Таким образом многие люди сливают свою энергию и время, накручивая негатив в тысячи крат. Для того чтобы перестать это делать, необходимо обладать некоторым уровнем осознанности, задавая себе вопросы: «Зачем я это делаю? Почему эта тема вызывает у меня столько переживаний? Почему я концентрируюсь на негативных комментариях?» Если человек это научится понимать, то он сможет более осознанно относиться к происходящему в интернете и своему желанию обругать кого-то в Сети.
Хейт как маркетинг
Как ни крути, но для того, чтобы привлечь внимание к себе или своему продукту, нужны отзывы. Все, кто зарабатывают деньги благодаря интернету, охотятся за хорошими отзывами и лояльностью покупателей. Но конкуренты не дремлют и могут платить деньги профессиональным хейтерам за негативные отзывы на товары или услуги тех, кто мешает им на рынке. Поэтому к язвительным комментариям следует относиться с осторожностью и не доверять им безоговорочно.
Абсолютно любой, даже негативный комментарий под постом повышает рейтинг в поисковой системе, которая выдает его пользователям Сети как интересную информацию. Эмоции, внимание и, как следствие, различного рода комментарии — это то, за что идет борьба в Сети, и то, что затягивает обычного человека.
Как реагировать на хейт?
Важно понимать, что любой проявленный человек или компания может вызывать разные эмоции и переживания — как положительные, так и отрицательные. С одной стороны, это слава и известность, с другой — это недовольство, зависть и злость. Чем больше аудитория, тем ниже шанс избежать хейта. Чтобы не утонуть в чужом негативе или самому не превратиться в злобного хейтера, необходимо научиться отделять конструктивную критику от хейта. Объективное порицание помогает улучшить качество предоставляемых услуг, а хейт на самом деле не стоит никакого внимания, потому что это всего лишь потоки грязи и оскорблений, которые кто-то сливает. Попытки наладить контакт и успокоить хейтера абсолютно бессмысленны и неэффективны. У них есть только яростное желание выразить свою ненависть, не более того.