Уроки каталонского
В 2011 году в России начала действовать пятилетняя государственная программа «Доступная среда», призванная облегчить людям с ограниченными физическими возможностями доступ к объектам социальной инфраструктуры.
По прошествии трех лет некоторые дома в крупных городах действительно обзавелись приподъездными пандусами, на перекрестках появились рельефные дорожки-указатели для слепых, часть светофоров обрели голос. Стало ли после этого сильно больше инвалидов появляться на улицах наших городов? По-моему, нет. Городская среда по-прежнему остается для них чуждой и враждебной.
А вот в Барселоне совсем другая ситуация. Инвалидов здесь встречаешь настолько часто, что уже перестаешь обращать на них внимание. Эти люди не запирают себя в четырех стенах, а всегда на виду: общаются с друзьями и родственниками в кафе, ходят на концерты, выставки и в музеи, гуляют в парках – короче, открыто наслаждаются жизнью.
Вот такую сцену наблюдали мы из окон нашего номера сразу по приезду. На парковке отеля семейная пара подкатывает к большому внедорожнику инвалидное кресло, в котором сидит женщина лет шестидесяти пяти. Одета с иголочки, ухоженное лицо, золотистые волосы красиво развеваются по плечам.
Водитель открывает дверцу автомобиля, нажимает какую-то кнопку на пульте управления – и из машины неожиданно начинает выдвигаться кресельный подъемник, этакий мини-лифт. Спустя минуту даме помогают пересесть из коляски в это автомобильное чудо-кресло, которое плавно перемещает ее в салон через дверной проем. Не прошло и пяти минут, как все были готовы к путешествию.
Слово «инвалид» под запретом
В барселонском метро почти все станции оборудованы лифтами, и даже не одним. Ими пользуются люди на инвалидных колясках, родители с детьми, туристы с чемоданами, велосипедисты – короче, все, кому тяжело подниматься по лестницам. В каждом вагоне надпись на стекле: «Эти места предназначены для людей, которые нуждаются в повышенном внимании».
Рядом – для непонятливых – символы: человек с палочкой, беременная женщина, мама с ребенком. Вот такая предельно корректная формулировка. И никаких напоминаний об инвалидности или возрасте людей. Также имеются в вагонах специально оборудованные площадки, куда человек может въехать на коляске. Перила в этих местах снабжены ремнями, которыми можно закрепить свое средство передвижения, чтобы не болтало. Разумеется, подъемниками и местами для инвалидных колясок оснащены и все барселонские автобусы, которые довезут в любой конец города.
Но все это – дело техники. А что окружающие?
В сквере и на пляже…
Мы на людном барселонском пляже в самый разгар сезона. Недалеко от нас неожиданно замечаем подкатившее только что инвалидное кресло. В нем сидит девушка, одетая в яркий купальник. Ее сопровождает мужчина средних лет. Может быть, отец? Или это доброволец из Красного Креста, призванный помогать людям с ограниченными возможностями? Он подвозит коляску почти к самой кромке воды, подхватывает девушку и бережно опускает ее в морскую стихию. Девушка, полная восторга, плещется в волнах и брызгается водой на своего спутника.
Снова пляж. Три девушки модельной внешности в сопровождении двух парней идут купаться. Одному из них передвигаться по песку очень сложно, при ходьбе он тяжело переваливается с ноги на ногу. Приглядевшись, понимаем, что у молодого человека вместо ноги протез выше колена, да и руки ампутированы – каждая по локоть. Компания весело кидается в воду. Становится не по себе от мысли, как же справится с волнами этот парень, но он отлично загребает культями. Лишь всплывающий, как поплавок, протез немного мешает ему показывать высший класс.
Мы отдыхаем в уютном скверике под раскидистыми платанами. По нему идет, тяжело опираясь на палку, старушка-божий одуванчик в сопровождении молодой латиноамериканки. Видно, что каждый шаг дается ей с невероятным трудом.
Издали она примечает нашу лавочку и направляется к ней перевести дух. Мимолетного взгляда хватает, чтобы понять: эти женщины – не родственницы. Видимо, латиноамериканка – социальный работник или просто нанятая помощница. Но с какой добротой она опекает пожилую даму! С какой заботой и нежностью усаживает ее на лавочку. Если бы все дети относились так к своим родителям!
Увидев, что со старушки пот льет градом, юная особа достает из сумки платочек, вытирает ей лицо, протягивает бутылочку с водой и вдруг начинает петь какую-то веселую испанскую песню.
На второй фразе старушка подхватывает ее, и вот они уже поют дуэтом…
Чай, не за границей
Впрочем, мы тоже способны если не сочувствовать, то удивлять.
Как вам понравится инициатива чиновников столичного района Черемушки, по-видимому, ради «блага людей» перегородивших этим летом оживленную пешеходную трассу по пути к метро?
Поперек тротуаров, прямо по их середине, в одночасье появилось несколько внушительных металлоконструкций, вкопанных сюда на века. Наверно, подобным нетривиальным способом решили «наказать» пару автомобилистов, паркующих в неположенном месте свои машины.
О пешеходах при этом тоже подумали: заграждения выкрасили в желтый цвет, так что внимательные горожане, по идее, их должны заметить. Ну а если кто отвлекся и набил себе шишки, не беда! Впредь будет на улицах осмотрительнее. Не за границей, чай, живем…
Фильмы для незрячих. Инвалиды по зрению смогут посещать обычные кинотеатры
Спешите делать добро! Как живут инвалиды в России
В цифрах и фактах: 15% населения планеты являются инвалидами
Марина Степнова: «В Москве мне остро не хватает инвалидов»
Четвероногий помощник. Ждать собаку-поводыря приходится несколько лет